4 апреля на заседании Правительства премьер Никол Пашинян сказал, что определенные преступные круги тратят миллионы на манипуляции в социальных сетях, средствах массовой информации, что является проблемой национальной безопасности. Премьер поручил директору СНБ Артуру Ванецяну дать жесткий отпор всевозможным манипуляциям, вплоть до «фейков», выступающих в соцсетях под флагами революции и призывающих к насилию. Премьер сказал, что все это следует делать, не ставя под сомнение право на свободу слова и выражения.
В ходе брифинга с журналистами директор СНБ Артур Ванецян отметил, что бороться с «фейками» следует очень осторожно и продуманно: «Если в записях, будь то «фейк» или обычное лицо, нет состава преступления, у правоохранительных органов нет повода для проведения каких-либо действий. Если состав преступления есть, СНБ и остальные правоохранительные органы обязаны отреагировать и провести соответствующие мероприятия по пресечению и раскрытию этого преступления. В любом случае свобода слова не пострадает», — в частности, сказал Ванецян.
В интервью информационному агентству 24news.am Арпине Ованнисян спросила, будет ли СНБ бороться и против лжи, произнесенной государственными чиновниками, поскольку как премьер Пашинян, так и другие чиновники говорили о том, чего не сделали, следовательно, лгали и манипулировали обществом. Арпине Ованнисян отметила, что согласится с формой борьбы, избранной властями, если СНБ займется и чиновниками, распространяющими ложь.
Однако следует отметить, что такое замечание госпожи Ованнисян никак не связано с планом действий, о котором говорил директор СНБ. Артур Ванецян сказал, что СНБ и другие правоохранительные органы должны реагировать в том случае, если в записях «фейков» или реальных пользователей присутствует состав преступления,а не бороться со всеми «фейкньюз» без разбора. Следовательно, толкование госпожи Ованнисян является манипулятивным.
Говоря о распространении ложных слухов, Арпине Ованнисян отметила, что это – фальшивая повестка, всем известно о ложных слухах, распространяемых властями, о выражениях, пересыпанных бранью, и это приводит как к воздействию, так и к противодействию, и люди, несогласные с этим, начинают работать с противоположным инструментарием. Госпожа Ованнисян, конечно, отмечает, что таковы правила жанра, и не Службе национальной безопасности с ними бороться. Отбросив в сторону вопрос, насколько такие действия входят в функции СНБ, отметим, что «Платформа проверки информации» «Союза информированных граждан» не раз писала о фальшивых пользователях, о пропаганде, проводимой партиями, как в виде расследований, так и докладов. Так, к примеру, мы подробно остановились на том, какой инструментарий использовали политические силу на выборах для проведения пропаганды в фейсбуке и сколько фальшивых аккаунтов они создавали.