В связи с годовщиной своего избрания на пост премьер-министра 8 мая на пресс-конференции Никол Пашинян представил 100 фактов о новой Армении. В ходе пресс-конференции, однако, прозвучали несколько манипулятивных и дезориентирующих тезисов.
О кредитных договорах
В частности, представленный Пашиняном 47 факт касался кредитного договора на сумму 50 млн. евро, подписанного между Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Центральным банком в октябре 2018 года. Этот кредит предоставляется Армении для финансирования различных программ малого и среднего бизнеса.
По словам Пашиняна, этот кредит не является долгом правительства и не учитывается при расчете ограничений государственного долга.
Отметим, что несмотря на то, что договор был заключен в октябре — во время премьерства Пашиняна, однако, как мы узнаем из пресс-релиза, эта программа является третьей инициативой финансирования частного сектора при сотрудничестве ЕИБ и Центрального банка, и начиная с 2014 года реализовали программы МСП на 100 миллионов евро.
Пресса к этой теме обратилась и в 2016 году, подробно представив, что мандат 2014-2020 гг. позволяет Европейскому инвестиционному банку выделить финансирование на сумму 4,8 млрд евро под гарантией Европейского союза.
О разгрузке пенитенциарных учреждений
Согласно другому утверждению Пашиняна, в Армении решена проблема перегрузки пенитенциарных учреждений и проведена масштабная амнистия по уголовным делам. Однако премьер не упоминает о негативных последствиях, к которым привел процесс амнистии.
Помимо гуманитарного аспекта амнистии, стоит отметить, что после официального принятия закона об амнистии 1 ноября, по данным полиции, были ракрыты повторные преступления: 30 из 581 освобождённого гражданина совершили в общей сложности 42 преступления.
О деле Давида Санасаряна
В ходе пресс-конференции премьер-министр обратился к возбужденному уголовному делу в отношении главы Государственной контрольной службы Давида Санасаряна, отметив, что он был против того, чтобы дело расследовалось в Специальной следственной службе.
Пашинян объяснил это следующим образом: «Я же ответил, что против данного решения, поскольку получится, что мы внутри правительства не в состоянии расследовать касающиеся нас самих дела, то есть, у нас нет достаточной политической воли, чтобы мы сами обсуждали связанные с нами дела и передаем другим, и другие должны расследовать дела, касающиеся нас».
Пашинян добавил также, что если дело для объективности будет передано в Специальную следственную службу (ССС), то он не видит тут никаких проблем.
Однако отметим, что ССС была создана как независимый орган, деятельность которогօ направленна на осуществление предусмотренного Уголовно-процессуальным кодексом Республики Армения предварительного следствия по уголовным делам, связанным с преступлениями, совершенными при пособничестве руководящих работников органов законодательной, исполнительной и судебной власти, лиц, осуществляющих специальную государственную службу в связи с их должностным положением, или совершенными ими самими, а также по уголовным делам, связанным с избирательными процессами. Это закреплено законом РА «О специальной следственной службе» и Уголовно-процессуальным кодексом.
Более того, 6 пункт статьи 190 Уголовно-процессуального кодекса закрепляет, что при необходимости генеральный прокурор РА может взять у следователей других следственных органов и передать следователям Специальной следственной службы уголовные дела, связанные с преступлениями, совершенными при пособничестве вышеперечисленных должностных лиц или ими самыми, или дела, по которым эти лица признаны как потерпевшие, а также любые уголовные дела, если есть обусловленная фактическими обстоятельствами необходимость в гарантировании всестороннего, полного и беспристрастнного расследования.
Следовательно, утверждение премьер-министра не имеет ничего общего с «достаточной политической волей» и противоречит закону.
Об уничтожении документов в СНБ
Заслуживает внимания и ответ премьер-министра на вопрос одного из журналистов. Пашинян отметил, что в Специальной следственной службе уничтожены документы. На вопрос о том, какие именно документы были уничтожены, премьер не ответил.
«Откуда мне знать, если их уничтожили», — сказал он.
Однако затем, отвечая на вопрос другого журналиста, премьер-министр косвенно противоречит самому себе и намекает, что уничтоженные документы касаются лиц, которые сотрудничали с Комитетом государственной безопасности СССР (КГБ).
«Если вы имеете в виду список людей, сотрудничающих с Комитетом государственной безопасности СССР, я вам говорю, что большая часть документальных архивов в СНБ уничтожена», — сказал Пашинян.
А уже во время правительственного часа в Национальном Собрании премьер-министр заявил, что «наверное, неправильно говорить «уничтожены», правильнее было бы сказать, что они не на месте, поскольку возможно они были сожжены, может быть хранятся в другом месте».
Карине Киракосян