Слухи о загадочных лабораториях в Армении в последнее время приобрели довольно интересный характер и даже оказались в центре внимания армяно-российской повестки дня. При этом, туманная тема злосчастных биологических лабораторий на этот раз была выдвинута никем иным, как министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, который упомянул также о несуществующем армяно-российском документе.
Чтобы прояснить всю нелепость этой темы, давайте вспомним, когда и при каких обстоятельствах впервые была затронута тема вышеуказанных лабораторий.
Что за лаборатории?
В ноябре 2016 года в Ереване прошла конференция под названием «Медико-биологические лаборатории в контексте безопасности и суверенитета Армении», на которой говорилось, что финансируемые США лаборатории в Армении преследуют «подозрительные» цели, вплоть до создания биологического оружия, которое может быть использовано против населения Армении. Хотя мнения, высказанные в ходе этого мероприятия, были полностью опровергнуты компетентными органами, весной 2017 года по этой теме поднялась новая волна обсуждений. В частности, в мае 2017 года российское агентство Regnum написало о биологических лабораториях, действующих в Армении, а после, в июне, трое молодых людей, представившись членами общественного движения «Во имя закона», провели акцию протеста перед посольством США в Армении, утверждая, что действующие в Ереване, Гюмри и Иджеване лаборатории представляют угрозу для Армении.
И после этого, несмотря на все убедительные аргументы и доказательства того, что эти референс-лаборатории в действительности помогают Армении более эффективно бороться с распространением эпидемий и биологического оружия, что в этих лабораториях работают исключительно граждане Армении, что эти лаборатотии получают оборудование и помощь также из России, упорные разговоры о том, что лаборатории при финансировании США создают биологическое оружие в Армении, не прекратились. Они вновь начались в декабре 2018 года, но уже на совершенно новом и высоком уровне.
Что за договор?
Журналист радио «Комсомольская правда» 17 декабря в интервью с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым задает вопрос о биологических лабороториях Армении.
Однако прежде чем перейти к вопросу и ответу на него, считаем должным отметить один важный нюанс. На протяжении всего интервью журналист выделяется явным максималистским тоном, агрессивными заявлениями в адрес соперников и противников России, классификациями и наставлениями о крайних мерах, которые должна принять Россия — выйти из Совета Европы или ввести санкции против Грузии.
Именно в этом контексте журналист задает вопросы Лаврову: «Почему мы разрешили в 2016 г. построить там три американских биолаборатории? Мы же лучшие друзья по Евразийскому экономическому союзу».
Отвечая на этот вопрос, раздраженный тоном итервью Сергей Лавров, отвечает, что Россия и Армения завершают процесс подготовки документа, который будет гарантировать неприсутствие иностранных военных в этих биолабораториях и то, что все это транспарентно.
Пока армянская пресса пыталась собрать в единое целое информацию о лабораториях, подозрительном армяно-российском документе и создавала еще большую путаницу с формулировками, ситуацию 19 декабря прояснил исполняющий обязанности премьер-министра Армении Никол Пашинян.
Последний, в частности, заявил, что его правительство никогда не обсуждало такой вопрос с российскими коллегами. «При нашем правительстве мы никогда по этой теме с российскими коллегами не обсуждали этого», — сказал Пашинян.
В таком случае возникает вопрос — о каких документах идет речь?
Может быть, такой вопрос обсуждался с прежним правительством Армении? Но гораздо логичнее, что нынешние власти Армении успели ознакомиться со всей повесткой дня армяно-российских отношений и приняли от прежних все текущие дела, следовательно о документе, процесс подготовки которой «завершается», они должны знать.
Однако, учитывая вакханалию, царящую вокруг загадочных лабораторий, можно даже утверждать, что биологическое оружие и армяно-российский документ существуют. Просто в другой, параллельной реальности.
Ваге Гукасян