В Национальном Собрании 21 февраля велось обсуждение законопроекта РА «О высшем образовании», которое можно сказать, проводилось в тайном режиме.
Прежде чем обратиться к проекту и противоречивым положениям, отметим, что предпоследняя версия законопроекта была опубликована на сайте edraft.am 1 декабря 2017 года, а для представления предложений было назначено время до 21 декабря. По проекту было представлено 41 предложение, инициатором 25-ти из которых был армянский филиал Фондов «Открытое общество», 15-ти — НПО «Дисабилити инфо», и только одно предложение было сделано другим лицом.
Однако на парламентские слушания не были приглашены ни Фонды «Открытое Общество», ни «Дисабилити инфо». «Дисабилити инфо», по сути, узнала о слушаниях случайно и участвовала на них при посредничестве фракции НС «Елк», а в Фондах «Открытое Общество», даже не знали о проведении слушаний.
Это все наиболее курьезно (или непонятно) в свете того, что 29 января Фондами «Открытое Общество» была организована встреча, в которой приняли участие председатель Постоянной комиссии НС по вопросам науки и образования Вардан Бостанджян и член той же комиссии Арарат Мирзоян. В ходе встречи представители Фонда подчеркнули, чтобы им была предоставлена возможность высказаться в рамках парламентских обсуждений.
Более того, призывы к организации слушаний из Фондов «Открытое Общество» были направлены председателю НС Ара Баблояну и всем лидерам фракций. Однако, тем не менее, вместо Фонда — автора 60 процентов предложений по законопроекту, на слушания были приглашены другие организации, причастность большинства из которых к области высшего образования непонятна.
Однако это был не единственный сюрприз, связанный с законопроектом. Как стало известно сегодня из выступления министра образования и науки Левона Мкртчяна в Национальном Собрании, в утвержденный правительством проект включены положения, которых никогда не было в опубликованном на edraft.am проекте.
В частности, согласно новым изменениям (статья 18, часть 3), состав советов управления вузами с этого момента по предложению Министерства образования и науки будет утверждаться премьер-министром․Это означает, что все руководящие органы будут зависеть от премьер-министра и других ветвей исполнительной власти. Между тем ни правительство, ни премьер-министр, ни президент теперь не могут утверждать членов Совета управления вузами.
К вопросу о зависимости высших учебных заведений от исполнительной власти (иллюзия независимости) обратимся в дальнейшем.