Недавно в связи с 20-й годовщиной основания духовного предводительства в вооруженных силах министр обороны Армении Виген Саркисян выступил с примечательным заявлением о связи между государством и церковью. В частности, министр Саркисян отметил: «Церковь не может быть отделена ни от государства, ни от армии. Это закреплено в нашей Конституции, законодательстве и, самое главное, в сердце каждого армянина. Поле битвы для нас также отождествляется с теми священнослужителями, которые никогда не отставали и часто вели армянские войска. Во время предстоятельства Католикоса Всех Армян Гарегина Первого было основано и укрепляется при Католикосе Гарегине Втором духовное предводительство в вооруженных силах. Это та сила, которая должна сделать нашу армию особой, это сила, которая должна стать важным средством для формирования национального духа и новой среды в наших вооруженных силах».
Прежде чем обратиться к этому заявлению, следует отметить, что в последнее время чиновники и депутаты НС часто ссылаются на государственно-церковные отношения, и Виген Саркисян в этом вопросе не единственный.
Но, оставив в стороне обсуждение эффективности связи государство — церковь или вооруженные силы — церковь, обратимся к Конституции Армении и посмотрим, какая связь предусматривается между церковью и государством.
Таким образом, согласно поправкам 2015 года, статьями 17 и 18 Конституция закрепляет:
Статья 17. Государство и религиозные организации
- В Республике Армения гарантируется свобода деятельности религиозных организаций.
- Религиозные организации отделены от государства.
Статья 18. Армянская Апостольская Святая Церковь
- Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности.
- Отношения Республики Армения и Армянской Апостольской Святой Церкви могут регулироваться законом.
Ввиду этого нетрудно сделать вывод, что, согласно Конституции, Армянская Апостольская Святая Церковь отделена от государства как религиозная организация, независимо от своей миссии в деле национального, культурного развития и сохранения национальной идентичности в духовной жизни армянского народа.
Между тем как Виген Саркисян (и не только) пытается представить то, что, по его мнению, закреплено в сердцах каждого армянина, также в качестве требования Конституции Республики Армения, законодательства, что является чисто риторическим трюком и, как мы уже отметили, не имеет ничего общего с действительностью.