Как известно 3 июля 2018 года Специальная следственная служба Республики Армения (ССС РА) возбудила уголовное дело по признакам части 1 статьи 300.1 Уголовного кодекса РА — свержение конституционного строя Республики Армения по предварительному сговору с другими лицами в период с 23 февраля по 2 марта 2008 года. По тому же уголовному делу обвинение предъявлено экс-министру обороны Микаелу Арутюняну, а вчера также и экс-президенту Роберту Кочаряну.
Комментируя обвинения в свой адрес касательно насильственного свержения конституционного строя, Кочарян сказал: «В качестве действующего президента, я был носителем, гарантом конституционного строя, и я сам себя низверг странным образом, в котором участвовала армейская элита.. Посягательство на конституционный строй было осуществлено именно оппозицией… » Таким образом, Роберт Кочарян говорит, что свержение конституционного строя означает свержение власти.
События 2008 года
С 20 февраля на площади Свободы в Ереване проходили мирные массовые мероприятия, организованные сторонниками других кандидатов в президенты, шествия, круглосуточные митинги. Министр обороны Армении Микаел Арутюнян 23 февраля подписывает строго секретный приказ № 0038 «О выполнении задач, поставленных Верховным Главнокомандующим Республики Армения», в котором мирные демонстранты квалифицировались как «политические силы, не принимающие результаты президентских выборов в Армении, дестабилизирующие ситуацию», и с целью обеспечения «нормального развития страны», было принято решение о переводе всего состава вооруженных сил Армении на казарменное положение. Были созданы офицерские группы, которых вооружили табельным оружием. Приказом из состава Вооруженных Сил были созданы подразделения высокой мобильности, способные эффективно работать в сложных ситуациях, которые вооружили стрелковым оружием. Было поручено пополнить подразделения наиболее подготовленными, психологически стабильными служащими. Вечером 1 марта подразделения ВС и Полиции на центральных улицах Еревана, с применением оружия, взрывчатых веществ и специальных средств, предприняла действия с целью удалить безоружных демонстрантов с улиц, в результате которых погибли 10 человек.
Комментарий ССС
Специальная следственная служба считает, что этим приказом и последующими действиями должностные лица в Республике Армения, нарушив Конституцию, фактически установили в стране военное положение, использовали вооруженные силы в гражданских вопросах, против граждан, участвовавших в мирных митингах.
В частности, согласно ССС, должностные лица нарушили статью 8.2 действующей в 2008 году Конституции, гласящую, что «Вооруженные силы Республики Армения обеспечивают безопасность, защиту и территориальную целостность Республики Армения, неприкосновенность ее границ. Вооруженные силы соблюдают нейтралитет в политических вопросах и находятся под гражданским контролем», а также пункт 13 статьи 55 Конституции о том, что президент Армении может объявить военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, и только после объявления военного положения может принять решение об использовании Вооруженных сил». Таким образом, орган предварительного следствия считает, что должностные лица в Республике Армения, нарушив Конституцию, фактически установили в стране военное положение, использовали вооруженные силы в гражданских вопросах, против граждан, участвовавших в мирных митингах.
Более того, согласно ССС, должностные лица осуществили действия, направленные на насильственное свержение конституционного строя Армении, которые выражались в фактическом устранении норм, закрепленных в статьях 1-5 и части 1 статьи 6 Конституции, посредством прекращения их действия в правовой системе в этот период.
То есть, Роберт Кочарян не обвиняется в насильсвтенном свержении конституционного строя путем свержения самого себя (как он сам представляет это). Свержение конституционного строя, согласно ССС, состояла в нарушении политического нейтралитета Вооруженных сил, использовании их против мирных демонстратов, посредством чего были нарушены нормы, закрепленные в статьях 1-5 и части 1 статьи 6 Конституции (конституционный строй).