Специальная следственная служба (ССС) РА 3 июля распространила заявление, согласно которому по делу трагических событий 1 марта 2008 года предъявлено обвинение бывшему министру обороны Микаелу Арутюняну.
Согласно заявлению ССС, он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного статьей 300.1 Уголовного кодекса, а именно — в свержении конституционного строя.
Газета «Грапарак» и сайт газеты «Аравот» опубликовали статьи о том, что ССС обвинила Микаела Арутюняна в таком преступном деянии, которое во время совершения, в 2008 году, не являлось уголовно-наказуемым.
Дело в том, что статья 300.1 Уголовного кодекса, по которому обвиняется Микаел Арутюнян, была добавлена 18 марта 2009 года. Статья 12 УК закрепляет, что «Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время его совершения», а часть 2-я статьи 13-й закрепляет, что «Закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеет». Получается, что на Микаела Арутюнян не могла распространяться статья 300.1, поскольку во время совершения Арутюняном возможного преступления статьи 300.1 не существовало, а в дальнейшем в случае наличия этой статьи она бы не имела обратной силы.
Сложившееся правовое противоречие сглаживается, когда мы смотрим на описание деяния, предписываемого Микаелу Арутюняню. Статья 300.1, по которой обвиняется бывший министр обороны закрепляет, что «Свержение конституционного строя, то есть фактическая отмена норм конституционного права, отраженных в статьях 1- 5 и первой части ст. 6 Конституции Армении, которая выражается отменой действия этой нормы в правовой системе — наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет».
В действующем в 2008 году в УК вместо статьи «Свержение конституционного строя» была статья «Узурпация государственной власти». Действующая в то время статья 300 закрепляла, что: «Узурпация государственной власти, то есть действия, направленные на насильственный захват государственной власти или насильственное ее удержание в нарушение Конституции Республики Армения, а также на насильственное свержение конституционного строя Республики Армения или насильственное нарушение территориальной целостности Республики Армения -наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет».
То есть, если мы пренесемся в 2008 год, то тогда Микаел Арутюнян мог бы быть обвинен в «узурпации государственной власти», поскольку приписываемые сегодня элементы преступления, предусмотренного статьей 300.1, сопоставимы с элементами преступления, предусмотренного статьей 300, действовавшей в 2008 году. В обоих случаях объектом преступления является деяние против конституционного строя. В нынешнем УК статья об узурпации власти имеет следующий вид: «Захват власти путем применения силы или угрозой применения силы, а также օвладение полномичиями Президента Республики, Национального собрания, правительства или конституционного суда другим путем, не предусмотренным Конституцией».
На сегодня деяние, приписиваемое Микаелу Арутюняну, не характеризуется элементами уголовного преступления, предусмотренными статьей «Узурпация власти», поскольку Арутюнян не завладевал полномочиями президента, председателя НС, премьер-министра или председателя Конституционного суда.
Параллельно с подготовкой статьи Sut.am начальник ССС Сасун Хачатрян во время брифинга с журналистами в правительстве затронул вышеупомянутую проблему с теми же рассуждениями, о которых мы уже написали.
Тирайр Мурадян