Член Исполнительного органа Республиканской партии Армении (РПА) Давид Арутюнян 31 мая 2018 года в беседе с журналистами заявил, что РПА готова к обсуждению как вокруг Избирательного кодекса, так и вокруг внеочередных выборов. Однако в своем заявлении Арутюнян подчеркнул, что они приветствуют создание единой онлайн-базы данных отпечатков пальцев и введение списков мобильных избирателей … В то время как для выполнения первого требуется много времени, а второе — невыполнимо.
В последнее время почти со всеми парламентскими и внепарламентскими партии (за исключением РПА), заинтересованными НПО, представителями национальных меньшинств РА, экспертами из Совета Европы, Организации Объединенных Наций, Полиции и Службы Национальной безопасности (СНБ) были проведены обсуждения вокруг реформ Избирательного кодекса. В ходе обсуждений были высказаны идеи, которые в значительной степени поспособствуют проведению справедливых и прозрачных выборов, была определена возможность проведения различных обсуждений.
Во время профессиональных обсуждений были затронуты также идеи, которые поприветствовал Давид Арутюнян.
Единая онлайн-база данных отпечатков пальцев
Создание единой базы данных отпечатков пальцев и системы идентификации избирателей по отпечаткам пальцев является очень дорогостоящим и трудоемким процессом. Его практически невозможно выполнить в течение 2018 года. В частности:
1.Онлайн-база данных предполагает, что считыватели отпечатков пальцев на всех избирательных участках должны быть обеспечены интернетом, а неполадка с доступом в интернет на одном избирательном участке приведет к нарушению избирательного процесса. И первым об этом заговорил сам Давид Арутюнян еще в 2016 году во время переговоров в формате «4+4+4».
2.Онлайн-база данных теоретически должна сравнить отпечаток пальца избирателя с отпечатками всех избирателей, проголосовавших до него, что означает, что идентификация одного избирателя может занять около 20 минут (особенно для избирателей, голосующих к концу дня).
3.Онлайн-база данных неэффективна также в том плане, что у каждого избирателя 10 пальцев и в случае заключения преступного соглашения может проголосовать 10 раз.
4.Если база будет сравнивать отпечаток пальца избирателя не с отпечатками пальцев других проголосовавших, а с отпечатком данного избирателя, который уже есть в системе, то до выборов требуется собрать отпечатки пальцев всех избирателей. А в настоящее время при получении идентификационных карт отпечатки пальцев сдали только 970 000 человек (из которых лишь небольшая часть сдала 10 отпечатков пальцев, а около 700 000 – отпечатки только двух указательных пальцев).
5.Сейчас в полиции дефицит ID- карточек, доставка новых карточек занимает 4 месяца, а за месяц 62 паспортных отдела страны могут выдавать не больше ни меньше, чем 50 тысяч ID-карточек. Это означает, что для выдачи ID-карточек 1,6 миллионам избирателей или для создания базы данных с как минимум 2 отпечатками пальцев требуется как минимум 20 месяцев … Даже в случае работы в чрезвычайном режиме их создание невозможно завершить в 2018 году.
6.Считыватели отпечатков пальцев в 4-5% случаев не смогли счесть отпечатки пальцев избирателей, что может быть обусловлено чувствительностью устройства, специальностью человека, погодными и другими условиями (и об этом также первым сообщил Давид Арутюнян во время переговоров в формате «4+4+4»).
Внедрение списков «мобильных избирателей»
Здесь речь идет об используемой СНБ Системе пограничного электронного управления Армении (СПЭУ), которую, однако, невозможно связать со списком избирателей по следующим нижеуказанным объективным причинам:
1.СПЭУ была задействована с 2008 года, поэтому информации о тех, кто до 2008 года эмигрировал из Армении и не вернулся, нет.
2.СПЭУ не содержит данных о местоположении лиц в Армении, а лишь данные о пересечении пограничных пунктов. При этом, в 2008 году СПЭУ действовала только в аэропорту «Звартноц», а позднее также в наземных пунктах пропуска, так что возможно, что гражданин в течение этого времени мог покинуть территорию Армении воздушным путем, а вернуться наземным, в результате чего согласно СПЭУ гражданин находится за пределами страны, а на самом деле он находится в стране.
3.Неточности могут возникнуть также и у тех, у кого двойное гражданство. Например, гражданин покинул границу РА с армянским паспортом, а вернулся с заграничным. В этих случаях идентификация человека затрудняется тем, что в заграничных паспортах не указывается отчество. А в тех случаях, когда гражданин за границей меняет также свою фамилию (например, при вступлении в брак) или имя, идентификация лица становится невозможной. Все эти люди также согласно СПЭУ находятся за рубежом, а на самом деле, в Армении.
Несмотря на вышеуказанные недостатки, с СНБ и Полицией были обсуждены другие варианты, выявляющие голосование за другого человека (с вовлечением СПЭУ), которые также будут препятствовать этому преступлению.
Более того, в ходе обсуждений были рассмотрены также другие эффективные меры, которые будут гарантировать исключение голосования вместо других людей.
Важно также отметить, что лично Давид Арутюнян, кто многие годы занимал должность министра юстиции, должен быть осведомлен о всех вышеуказанных недостатках. Что в свою очередь, ставит под сомнение искренность заявления республиканца.
Добавим, что с целью исключения возможности повторного голосования правительство также намерено ввести сеть одновременной и интегрированной проверки отпечатков пальцев проголосовавших избирателей или достичь этой цели другим «эквивалентным путем».