Генеральная прокуратура распространила 1 сентября сообщение, в котором говорится, что генеральный прокурор Артур Давтян предложил обсудить в рамках конституционных поправок вопрос определения конституционно-правовых норм, допускающих применение смертной казни в качестве наказания за государственную измену.
«Учитывая важность вопроса, прокуратура изучила сферу международных обязательств Армении в этой сфере и установила, что республика не имеет прямого международно-правового обязательства на установление абсолютного запрета на смертную казнь», — в частности, отмечается в сообщении.
В действительности это утверждение является ложным, поскольку существует международный документ, которым Армения обязуется исключить применение смертной казни в пределах республики.
21 марта 2021 года Армения ратифицировала «Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни» ООН, первая статья которого гласит, что ни одно лицо, находящееся под юрисдикцией государства — участника Протокола, не подвергается смертной казни: «Каждое государство-участник принимает все необходимые меры для отмены смертной казни в рамках своей юрисдикции».
Хотя в протоколе предусмотрено исключение в случае военной ситуации, если страна-участница ратифицирует документ с оговорками, однако Республика Армения подписала его без оговорок.
Азербайджан и Греция подписали протокол с оговоркой, которая предусматривает применение смертной казни в период военного положения за тяжкое преступление военного характера, совершенное в ходе войны.
Смертная казнь в Армении
Смертная казнь в Армении была отменена в 2003 году в рамках процесса вступления в Совет Европы, после чего максимальным наказанием в республике стало пожизненное заключение.
Статья 24 Конституции провозглашает, что никто в Армении не может быть приговорен к смертной казни или подвергнут смертной казни. Однако статья 76 гласит, что запрет на смертную казнь может быть снят во время чрезвычайного или военного положения.
Таким образом, утверждение о том, что у Армении нет прямого международно-правового обязательства на установление абсолютного запрета на смертную казнь, является неверным.
Лусине Восканян