Военнослужащий 102-й российской военной базы в Гюмри в квартале Слободка 2 декабря жестоко избил одну из женщин, работавших в отделе жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды мэрии города. В результате 57-летняя Джулиета Казарян умерла. Военнослужащий сейчас арестован, однако содержится не в следственном изоляторе правоохранительных органов Армении, а на территории военной базы, что противоречит ряду армяно-российских соглашений.
В связи с этим 12 декабря поднялась большая шумиха, и ряд армянских партий, премьер-министр Пашинян и посольство России в Ереване прокомментировали этот инцидент.
Генеральная прокуратура Армении 19 декабря наконец-таки выступила с разъяснением. В нем, в частности, отмечается, что обвиняемый в совершении преступления и содержащийся на территории 102-й военной базы военнослужащий не мог быть выдан правоохранительным органам Армении, так как это противоречит законодательству РФ.
По всей видимости, прокуратура имеет в виду статью 61 Конституции РФ, согласно которой «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».
Другими словами, прокуратура Армении считает территорию 102-й военной базы в Гюмри территорией Российской Федерации. Между тем как в Договоре о российской военной базе на территории Республики Армения, подписанном в 1995 году, и других последующих соглашениях четко оговаривается, что 102-я военная база находится на территории Республики Армения, и нигде не отмечается, что военная база является территорией Российской Федерации.
То есть обвиняемый в совершении преступления российский военнослужащий находится на территории Армении, а не России, следовательно запрет Конституции РФ на него не распространяется.
Российское законодательство действует на 102-й военной базе ровно настолько, насколько это закреплено межправительственными соглашениями. А статья 4 «Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения», подписанного в 1997 году закрепляет, что «По делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных на территории Республики Армения лицами, входящими в состав российской военной базы, и членами семей этих лиц, применяется законодательство Республики Армения, действуют ее компетентные органы».
Следовательно, российская сторона не имеет права препятствовать следствию, проводимому армянскими правоохранительными органами, в том числе путем защиты обвиняемого военнослужащего.
Отметим, что схожая ситуация сложилась в январе 2015 года, когда генеральный прокурор Геворг Костанян, также ссылаясь на российскую Конституцию, оправдывал невыдачу убившего семью Аветисянов Валерия Пармякова армянской стороне.