15 ноября во время обсуждения проекта государственного бюджета на 2020 год премьер-министр Никол Пашинян с трибуны Национального Собрания обвинил фракцию «Лусавор Айастан» в «оперировании терминами» и в том, что она выступает против повышения зарплат и пенсий.
«С 1 января 2020 года только в результате налоговых реформ заработная плата 230 тысяч человек в Армении повысится. Если учесть, для скольких людей в стране выросли зарплаты, пенсии и пособия с 1 июля 2018 года, то можно с уверенностью сказать, что это огромная цифра… Давайте попробуем перевести ваши слова. Вы по сути говорите: «Не повышайте зарплаты, не повышайте пенсии, не повышайте пособия». Ну так прямо об этом и заявите. Что вы используете научные выражения? Человек ничего понять толком не может. «Светлая Армения», встаньте и прямо скажите, что вы против повышения зарплат и пенсий», — заявил Пашинян.
После выступления премьер-министра депутаты от фракции «Лусавор Айстан» стали утверждать, что проект бюджета был представлен с нарушением закона, и что премьер-министр с помощью манипулятивных шагов пытается отвлечь внимание общественности от нарушения закона.
«Платформа проверки фактов» попыталась выяснить, действительно ли проект бюджета проблематичен, и если да, о каких нарушениях идет речь?
В чем обивиняет правительство фракция «Лусавор Айастан»?
В ходе обсуждения проекта бюджета на 2020 год в Национальном Собрании председатель постоянной комиссии НС по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Мане Тандилян заявила, что не может не говорить о нарушениях в законе «О бюджетной системе».
«Г-н Джанджугазян, статья 18 обеспечивала уникальную гарантию того, что экологические проекты будут реализованы, поскольку Армения, по моей оценке, на грани экологической катастрофы, а по показателю зависимости от добычи полезных ископаемых находится на 14-м месте, уступая некоторым африканским и азиатским странам. У вас нет программы, которая бы соответствовала положениям закона «О бюджетной системе». А выполнив всего пару проектов за 16 миллиардов вместо 54 миллиардов, мы просто не решаем проблему защиты окружающей среды», — 14 ноября в НС отметила депутат, обращаясь к министру финансов Атому Джанджугазяну.
По словам Мане Тандилян, существует несоответствие между программой государственного бюджета Министерства окружающей среды на 2020 год и законом «О бюджетной системе»: на экологические проекты выделено намного меньше средств.
Председатель постоянной комиссии НС по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Мане Тандилян подняла вопрос о нарушении закона также во время обсуждения проекта государственного бюджета на 2020 год в комитетах НС и поставила под сомнение вопрос о дальнейшем пребывании в должности министра окружающей среды Эрика Григоряна.
Министр окружающей среды Эрик Григорян возразил, отметив что необходимо уточнить это положение о бюджетной системе. В ответ Тандилян заявила: «Если вы не готовы осуществить эти программы, то извините, целесообразность вашего пребывания на посту вызывает у меня вопросы».
Были ли нарушение закона?
Статья 21 закона «О бюджетной системе» устанавливает требования к составлению государственного бюджета.
В пункте 4 статьи 18 того же закона (Направления расходования государственного бюджета) отмечается, что «расходы, предусмотренные государственным бюджетом на ежегодные экологические программы, не могут быть меньше, чем совокупность экологических расходов предыдущего года, а с 2020 года меньше, чем общий объем экологических налогов и платежей».
В 2018 году сумма уплаченного в бюджет экологического налога и платы за природоиспользование составляет 54,2 млрд. драмов, и фактически в 2020 году на природоохранные проекты должно было быть выделено не менее 54,2 млрд. драмов. Между тем как по проекту государственного бюджета на 2020 год на программы природоохранных расходов выделено всего 16 млрд. драмов: 1,9 млрд драмов на лесное хозяйство и 13,7 млрд драмов — на охрану окружающей среды.
То есть, на экологические программы направлено на около 39 миллиардов долларов меньше, что является нарушением фискальных норм, установленных законом.
Отметим, что в соответствии с законом «О бюджетной системе» это правило экологических программ является одним из фискальных норм, установленных законом. А налогово-бюджетная (фискальная) политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.
Нарушение закона не связано с повышением зарплат и пенсий
Какое отношение это нарушение закона имеет к повышению зарплат и пенсий, как заявляет премьер-министр Никол Пашинян, не столь понятно. Возможно, премьер-министр имеет в виду, что 40 миллиардов долларов из сферы охраны окружающей среды фактически с нарушением закона направляются на повышение зарплат и пенсий, иными словами, по его словам, цель оправдывает нарушение.
Таким образом, очевидно, что премьер-министр исказил вопрос, поднятый оппозиционной фракцией «Лусавор Айастан», который никоим образом не касался выступления против повышения зарплат и пенсий. И заявление Мане Тандилян о том, что положение закона «О бюджетной системе» было нарушено, является верным.
Нелли Лазарян