7 ноября президент Украины Владимир Зеленский обнародовал условия, на которых его страна готова начать переговоры с Россией.
В октябре президент Украины исключил возможность переговоров, пока президентом Российской Федерации является Владимир Путин.
В новом заявлении Зеленский поставил перед Россией пять условий: восстановление территориальной целостности, уважение к Уставу ООН, возмещение всех убытков, причиненных боевыми действиями, а также наказание каждого военного преступника и гарантии, что это не повторится.
«Платформа проверки фактов» изучила, как менялись позиции обеих сторон относительно переговоров за 9 месяцев российско-украинской войны.
Первый этап войны
Мотивы войны по версии Владимира Путина
В своем выступлении 24 февраля России Владимир Путин объявил о начале специальной военной операции в Украине. Он резко обвинил НАТО в расширении в сторону границ России.
«Дальнейшее расширение инфраструктуры Североатлантического альянса, начавшееся военное освоение территорий Украины для нас неприемлемы», — отметил Путин.
Он отметил, что цель спецоперации – защита жителей Донбасса, а для этого Россия «будет стремиться к демилитаризации и денацификации Украины».
Президент Украины Владимир Зеленский сразу же выступил с речью, сообщив, что пытался связаться с президентом России.
«Сегодня я инициировал телефонный разговор с президентом Российской Федерации. Результат — тишина. Хотя тишина должна быть на Донбассе», — сказал Зеленский.
В тот же день пресс-секретарь президента Росссии Дмитрий Песков заявил, что Москва готова к переговорам с Украиной, если последняя согласится на нейтральный статус, а также откажется от размещения на ее территории вооружений.
Вечером 24 февраля президент Франции Эммануэль Макрон сообщил, что по просьбе Владимира Зеленского провел телефонный разговор с Путиным, которому передал требование Украины о прекращении боевых действий и просьбу начать переговоры.
25 февраля Владимир Зеленский заявил, что страны НАТО не готовы принять Украину в состав Союза, в связи с чем он готов обсуждать вопрос нейтралитета Украины с Россией.
Позже в видеообращении он призвал Путина начать переговоры, чтобы не допустить человеческих жертв, и заявил, что готов направить делегацию в Минск.
В тот же день Владимир Путин в беседе с председателем КНР Си Цзиньпином заявил, что с учетом сигналов, поступающих из Киева, готов направить делегацию в Минск.
В тот же день министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что они готовы к переговорам, «в любой момент, как только вооруженные силы Украины прекратят сопротивление и сложат оружие».
28 февраля на границе Беларуси и Украины состоялась встреча представителей России и Украины. Была достигнута договоренность о взаимном сотрудничестве Уполномоченных по правам человека двух стран по гуманитарным вопросам. В это же время стало известно, что украинская сторона поставила условия для дальнейших переговоров, а именно – вывод российских войск с территории страны, в том числе из Крыма и Донбасса.
3 марта состоялась очередная встреча на границе Беларуси. Стороны договорились о предоставлении гуманитарных коридоров для эвакуации мирных жителей. Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил в беседе с журналистами, что украинская сторона не получила ожидаемых результатов.
3 марта Зеленский вновь заявил о своей готовности вести переговоры на высоком уровне.
В ходе созванной пресс-конференции на вопрос журналиста, готова ли Украина дать гарантии России, Зеленский ответил: «Гарантии для чего? Мы не нападаем на Россию, не собираемся на нее нападать. Гарантии? Что, мы — в НАТО? Нет. У нас есть ядерное оружие? Нет. Что я должен сказать, кому я должен что-то дать?… Уйди с нашей земли. Не хочешь сейчас уйти, сядь со мной за стол переговоров. Я свободен. Сядь со мной, только не надо 30 метров, как с Макроном, Шольцем и так далее. Сядь со мной, поговори. Чего ты боишься?».
7 марта пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков обнародовал условия, при которых Россия будет готова немедленно прекратить военные действия на Украине. Согласно этим условиям, Украина должна принять поправки к Конституции, в которых будет зафиксирован отказ от вступления в какие-либо военные блоки, признать Крым частью России и признать независимость Луганска и Донецка. «Мы действительно завершаем демилитаризацию Украины. Но главное, чтобы и Украина прекратила военные действия. Им следует прекратить огонь, и тогда никто не будет стрелять», — сказал Песков.
10 марта в Анталии при посредничестве министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу состоялась встреча министров иностранных дел Украины и России. В результате обе стороны заявили, что никаких важных решений по принципиальным вопросам принято не было.
29 марта в Стамбуле состоялась встреча украинской и российской делегаций, после чего российская сторона заявила, что вооруженные силы РФ сократят военную активность в районах Киева и Чернигова.
Украинская сторона представила несколько предложений, согласно которым переговоры о статусе Крыма и Севастополя будут продолжаться 15 лет, стороны должны отказаться от решения вопроса военным путем. Вопрос Донецка и Луганска должны обсудить президенты двух стран в ходе личной встречи.
Украина готова согласиться на внеблоковый статус неядерной страны при наличии четких и жестких гарантий от ряда стран. Это должно быть закреплено документально.
Предыдущий пункт (если договоренность о нем будет достигнута) фактически предусматривает, что на территории Украины не будут размещаться иностранные военные базы и военные контингенты.
Украина обязуется не вступать ни в какие военно-политические союзы. Международные военные учения на территории Украины смогут проводиться только при согласии стран-гарантов.
Киев рассчитывал, что соглашение будет подписано в условиях международных гарантий.
При этом украинцы сообщили, что для принятия этих изменений необходимо провести референдум, для чего российская сторона должна сначала прекратить огонь
Украинская делегация заявила, что пакет этих и других предложений направлен российской стороне и они ждут ответа.
В тот же день международная авторитетная газета The Financial Times сообщила, что Москва больше не требует «денацификации» и «демилитаризации» Украины, объявленных Путиным одной из основных целей спецоперации. Главным требованием России на тот момент были гарантии Украины, что она не вступит в НАТО.
После Бучи
В апреле российские войска отступили с территории Киевской области, после чего выяснилось, что российская армия совершала военные преступления в ранее оккупированных населенных пунктах. Самый известный пример – Буча, где российские военные осуществили массовые убийства мирных жителей.
4 апреля Зеленский посетил Бучу, где заявил, что несмотря ни на что переговоры с Россией должны продолжаться, потому что в Украине должен быть мир. «Мы в Европе 21 века. Мы продолжим наши усилия в дипломатическом и военном направлениях».
«Просто сказать «давайте ни о чем больше не будем говорить» – позиция самая легкая, а самое сложное – говорить, что они сделали, признать их врагом, признать, что это конкретно война России против Украины, что это геноцид, что они должны понести наказание за это. И при всей этой позиции найти возможности, чтобы встречаться. И при встрече найти выход из этой ситуации. И при этом выходе не потерять свою территорию. Надо ставить себе такую планку по поводу этих переговоров – а там будет, как будет …», — заявил Зеленский 5 апреля во время встречи с журналистами, подчеркнув, что встречи с российской стороной могут быть неэффективными с глобальной точки зрения, но они помогают в решении гуманитарной проблемы.
В тот же день пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что не исключают возможности встречи президентов двух стран. «Но мы еще раз повторяем, что такая встреча возможна только после того, как будет согласован текст документа», — отметил Песков.
В интервью немецкому BILD 9 апреля Владимир Зеленский заявил, что Украина вынуждена вести переговоры только с Владимиром Путиным. «Сегодня у Украины нет другого выбора, кроме как сесть за стол переговоров. Никто в России не способен остановить эту войну, кроме него. Только он (Путин – прим. ред.) решает, когда закончится эта война», — сказал Зеленский.
17 мая Михаил Подоляк сообщил, что переговоры с Россией находятся на паузе. По его словам, причин несколько, в том числе и то, что Украина преуспела в вопросе сопротивления, а Россия не добилась своих целей. «[Российская] политическая элита боится говорить правду. В частности, то, что сейчас из войны нужны выходить на совсем других условиях, чем было заявлено сначала», — отметил Подоляк.
27 июня переговоров вновь коснулся Дмитрий Песков. «Украинская сторона может все прекратить до конца суток текущих, нужен приказ националистическим подразделениям сложить оружие, приказ военным украинским сложить оружие и нужно выполнить условия Российской Федерации. Все может закончиться до конца суток», — сказал Песков.
3 июля Песков заявил, что Украина должна согласиться с требованиями Москвы и сесть за стол переговоров.
7 июля Владимир Путин заявил, что российская сторона не отказывается от переговоров с Украиной, однако чем дальше, тем сложнее будет договариваться с Москвой. «Все должны знать, что мы по большому счету всерьез пока еще ничего не начинали. При этом мы не отказываемся и от мирных переговоров. Но те, кто отказываются, должны знать, что чем дальше, тем сложнее им будет с нами договариваться», — подчеркнул Путин.
Летом при посредничестве Турции и ООН стороны достигли договоренности об экспорте зерна из портов Одессы.
19 июля министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил в интервью Forbes, что переговоры с Россией возможны только после ее поражения на поле битвы, поскольку в противном случае Москва продолжит выступать с ультиматумами.
30 июля заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко отметил, что переговоры становятся практически невозможными из-за украинской стороны, поскольку последняя постоянно заявляет, что вернется за стол переговоров только после освобождения Донбасса.
Контратака Украины и переговорная риторика
Военные успехи Украины в конце лета и решение Владимира Путина провести референдум о присоединении четырех областей Украины к России повлияли также и на дипломатическую риторику сторон.
8 августа Владимир Зеленский заявил, что если Россия проведет референдум о присоединении к России в оккупированных регионах, она закроет все возможности для переговоров.
18 августа в ходе состоявшихся в Украине встреч Зеленского с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем была подчеркнута необходимость переговоров. Однако президент Украины подчеркнул, что прямые переговоры с Россией станут возможны лишь тогда, когда российские войска покинут все незаконно оккупированные территории.
11 сентября Сергей Лавров заявил, что Россия не отказывается от мирных переговоров с Украиной. «Мы не отказываемся от переговоров, но те, кто отказывается, должны понимать, что чем дольше они затягивают этот процесс, тем сложнее им будет с нами договариваться», — отметил Лавров.
В тот же день в интервью CNN Зеленский заявил, что не готов вести переговоры с Россией в данный момент, поскольку не видит с ее стороны «готовности к конструктиву». Президент Украины повторил мысль о том, что соглашение между двумя странами может быть подписано только после того, как Россия покинет украинские территории.
21 сентября Владимир Путин объявил об инициировании проведения референдумов о присоединении к Российской Федерации 4 областей Украины – Донецкой, Луганской, Херсонской, Запорожской.
После аннексии 4 областей Путин призвал Киев вернуться за стол переговоров. Однако он подчеркнул, что «выбор народов» обсуждаться не будет.
30 сентября Владимир Зеленский сообщил, что Украина подала заявку на вступление в НАТО в ускоренном порядке. В видеообращении Зеленский отметил, что готов к переговорам с Россией, но с другим президентом. Невозможность проведения переговоров с Путиным была зафиксирована решением президента от 30 сентября.
Однако 7 ноября Зеленский назвал условия, на которых они готовы вести переговоры: восстановление территориальной целостности, уважение к Уставу ООН, возмещение всех убытков, причиненных боевыми действиями, а также наказание каждого военного преступника и гарантии, что это не повторится.
Как сообщает Politico, Зеленский изменил свою позицию в результате вмешательства президента США Джо Байдена.
8 ноября замглавы МИД России Андрей Руденко заявил, что никаких предварительных условий для начала переговоров с Украиной они не ставят. «С нашей стороны нет предварительных условий никаких, кроме главного условия — чтобы Украина проявила добрую волю», — отметил Руденко.
Возвращение Херсона под контроль Киева
9 ноября Россия объявила об отводе войск из города Херсон. Город был оккупирован в первые недели войны.
10 ноября в интервью CNN Зеленский заявил, что не избегает переговоров с Москвой, хотя ничего, кроме ультиматумов, от действующего главы РФ не слышал. «Но я не закрыл дверь. Я сказал, что мы готовы говорить с Россией, но с другой Россией. Той, которая действительно готова к миру. Той, которая готова признать, что они оккупанты… Им нужно все вернуть. Землю, права, свободу, деньги. И самое главное – справедливость», — сказал Зеленский.
11 ноября украинские войска вошли в Херсон.
14 ноября заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко заявил, что Россия готова к переговорам с Украиной, но не на предварительных условиях Киева. По его словам, Россия не планирует выводить войска с территории Украины.
Выступая на саммите G-20 15 ноября, Зеленский представил предложения Украины по достижению мира с РФ, которые состоят из 10 пунктов: ядерная, продовольственная и энергетическая безопасность, освобождение всех пленных и депортированных в Россию гражданУкраины, восстановление территориальной целостности Украины, выполнение Устава ООН и восстановление территориальной целостности Украины и мирового порядка, вывод российских войск и прекращение боевых действий, восстановление справедливости, противодействие экоциду, недопущение эскалации, фиксация окончания войны.
«Не стоит предлагать Украине компромиссы с совестью, суверенитетом, территорией и независимостью… И если Россия говорит, что якобы хочет закончить эту войну, пусть докажет это действиями. Очевидно, что словам России доверять невозможно, и не будет никаких «Минсков-3», которые Россия нарушит сразу же после подписания», — добавил Зеленский.
В ответ глава МИД России Сергей Лавров заявил, что условия Зеленского нереальны и неадекватны, хотя в отличие от Киева они не отказываются от переговоров. Россия хочет увидеть конкретные свидетельства, что «Запад всерьез заинтересован в дисциплинировании Зеленского и объяснении ему, что так продолжаться не может, что это не в интересах украинского народа и его самого».
Дмитрий Песков заявил, что эти заявления Зеленского говорят об отсутствии у Киева желания вести переговоры.
Уже 16 ноября глава Украины добавил еще одно требование. По его словам, любые вопросы, которые касаются окончания войны в Украине, должны обсуждаться публично.
17 ноября Песков заявил, что публичные переговоры Москвы и Киева невозможны. «Трудно себе представить вообще публичные переговоры. Публичных переговоров не бывает. Тем более публичные переговоры в такой сфере», — отметил Песков.
Таким образом, в течение девяти месяцев инициированной Россией войны на территории Украины стороны при участии международного сообщества пытаются вести переговоры с переменной активностью, в процессе регулярно меняя риторику, ужесточая или смягчая требования. Между тем дипломатические контакты пока не дали существенных результатов – война продолжается.
Лусине Восканян