7 декабря 1988 произошло разрушительное землетрясение в Спитаке. В результате, площадь поврежденной зоны составила 10.000 кв.км, где проживал 1 млн человек, разрушено 11 городов, 342 пострадивших деревни, 514.000 бездомных, 25.000 погибших. Материальный ущерб составил 13 млрд рублей.
Теперь посмотрим, кто из руководителей и какие обещания давал после катастрофы.
Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев, в частности, обещал устранить все последствия катастрофы в течение 2-3 лет.
Во время своего президентства Левон Тер-Петросян объявил о максимальной ликвидации последствий разрушительного землетрясения. В частности, по словам Тер-Петросяна, в 2000-ом году Зоны бедствия, как таковой, больше не будет.
После президентских выборов 1998 года Роберт Кочарян утвердил составленную им же первичную программу по восстановлению Зоны бедствия. Согласно программе, в течение 1998-2001гг. в Гюмри должны были быть восстановлены 14.686 квартир, что кстати составляло 44% от разрушений 1988-ого года. Реальность, согласно официальной статистике, показала, что было осуществлено в 10 раз меньше от обещанного. Затем Кочарян продлил программу до 2003 года.
Однако, согласно данным, зафиксированным в официальной ведомости №26 администрации правительства Армении от 26 ноября 1998 года, до 98-ого года в Гюмри были восстановлены 8.171 квартира, а после смены власти, в течение пяти лет, были восстановлены только 1.143 квартир. В 2003 году Кочарян заявил, что Родина не может быть Зоной бедствия, и что Зоны бедствия больше нет. Однако больше половины пострадавших от землетрясения все еще оставались без крыши над головой.
Серж Саргсян, как и его предшественник, давал многочисленные обещания жителям Зоны бедствия – начиная от процесса жилищного строительства, заканчивая видением превращения Зоны бедствия в зону развития. Напомним, что Серж Саргсян в 2008 году заявил, что «За считанные годы нам удастся полностью преодолеть последствия катастрофы. Когда я говорю полностью, имею ввиду, что не будет семей, оставшихся без крова».
Спустя считанные годы, в 2012 году, Серж Саргсян заявил: «В ближайшем будущем здесь больше не будет квартирных вопросов».
В 2013 году Саргсян вновь заявил, что в скором времени ни одна семья не останется без квартиры. В частности, он отметил: «По моему твердому убеждению, выражение «Зона бедствия» становится все менее характерной для города Гюмри. Теперь, когда мы почти полностью завершили программы жилищного строительства в Гюмри, приоритетом для правительства являются цели развития».
Тогда как, сегодня, спустя 28 лет после землетрясения, является фактом то, что множество семей до сих пор живут в домиках.