Президент Азербайджана Ильхам Алиев и официальный Баку постоянно выступают за политические тезисы, которые имеют мало общего с международно принятыми документами и принципами. В основном они направлены на Арцахский конфликт в контексте армяно-азербайджанских отношений.
Например, вчера, 2 апреля, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил: «Это конфликт между Арменией и Азербайджаном. Наши территории оккупировала Армения. Поэтому переговоры должны вестись между Арменией и Азербайджаном».
Между тем, есть несколько важных документов, по которым сторонами Арцахского конфликта принимаются армянство Арцаха и правительство. В частности, переговоры о прекращении огня в столице Кыргызстана Бишкеке в начале мая 1994 года были проведены с участием спикера парламента Арцаха Карена Бабуряна. Известный Бишкекский протокол вместе с председателями парламентов Армении и Азербайджана подписал также и Бабурян.
Затем документ о перемирии подписывают министры обороны трех сторон — Серж Саргсян (Армения), Самвел Бабаян (НКР) и Мамедраф Мамедов (Азербайджан). Другими словами, Азербайджан фактически признал правительство НКР конфликтующей стороной, без которой невозможно было бы достичь прекращения огня.
Второй тезис, о котором постоянно говорит азербайджанское руководство, — это заявления о выводе Вооруженных сил Армении с «оккупированных территорий» Азербайджана.
Ни в одной из 4 резолюций, принятых Советом Безопасности ООН в 1993 году, не говорится об «оккупированных Арменией территориях». Более того, в резолюции 822 говорится о «местных армянских силах» (local Armenian forces) Карабаха, которые взяли под свой контроль Карвачар (Кельбаджар). Две другие резолюции — 853 и 884, призывают Армению «использовать свое влияние» на арцахские власти с целью выполнения предыдущих резолюций.
Следовательно, вчерашнее заявление президента Азербайджана вновь искажает факты, изложенные в международных документах. Опять-таки подчеркнем, что Армения не занимала территорий какой-либо страны и по международным документам не является «обвиняемой стороной», как это пытается представить официальный Баку.
Ованнес Назаретян