18-го августа министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил, что Турция намерена подписать таможенное соглашение с Евразийским экономическим союзом.
«У нас есть предложение, чтобы Турция начала переговоры с Евразийским экономическим союзом о подписании таможенного соглашения, не нарушая соответствующих договоренностей с Евросоюзом. Турция также желает наладить сотрудничество в других сферах с ЕАЭС»,- как передает информационное агентство «Новости», сказал Зейбекчи.
Хотя это не первое заявление турецкого чиновника о возможности установления подобного формата сотрудничества между Турцией и ЕАЭС, ведь еще после состоявшейся в Сочи в мае этого года встречи Эрдогана и Путина министр выразил надежду, что она поспособствует более быстрому развитию отношений между Турцией и ЕАЭС, тем не менее последнее заявление Зейбекчи вызвало очередную волну недовольства в Армении.
Через день после заявления заместитель министра иностранных дел РА Шаварш Кочарян, в своем комментарии одному из армянских информационных агентств, охарактеризовал подобное «намерение Турции» как «абсурдное».
«Во-первых, возможность присоединения к таможенной территории ЕАЭС не предусмотрена договором ЕАЭС. Более того, абсурдно, когда о присоединении к таможенной территории ЕАЭС говорит Турция, которая в одностороннем порядке закрыла армяно-турецкую границу, единственную сухопутную границу между Турцией и таможенной территорией ЕАЭС»,- сказал Кочарян. Это заявление было использовано и другими СМИ, в том числе и программой «Повестка» Общественной телекомпании, подчеркивая, что «Турция не может присоединиться к ЕАЭС».
Однако не менее «абсурдно» звучит это заявление Кочаряна, которое явно содержит ложную информацию. Договор о ЕАЭС не только предусматривает создание зоны свободной торговли между союзом и третьими странами, так называемое подписание таможенного соглашения (статья 35 договора о «Евразийском экономическом союзе»), но и уже есть страна, с которой ЕАЭС подписал соответствующее соглашение.
5-го октября 2016 года вступило в силу соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, согласно которому Вьетнам получил привилегированный доступ к общему рынку 5 стран-членов. Причем, в скором времени аналогичные консультации начнутся и с Египтом. Несколько дней назад в Москве, после встречи с министром иностранных дел Египта, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выразил надежду, что за этими консультациями последуют «полноценные переговоры». Согласно той же логике, в случае достижения соответствующего соглашения, любая другая страна может иметь зону свободной торговли с этим союзом, в том числе и Турция, если это одобрят парламенты государств-членов ЕАЭС.
Следовательно, заместитель министра иностранных дел Шаварш Кочарян, пытаясь, якобы, выразить жесткую позицию, распространил не соответствующую реальности информацию о договоре о ЕАЭС. Возможно, официальный Ереван не подпишет или не ратифицирует соглашение о свободной торговле между Турцией и ЕАЭС, однако договор ЕАЭС, несмотря на заявление Кочаряна, предусматривает подписание аналогичных соглашений.
Дополнение: в этой статье мы посчитали, что министр экономики Турции, говоря «таможенное соглашение», имел в виду соглашение о свободной торговле, поскольку ранее министр Зейбекчи уже говорил о соглашении о свободной торговле ЕАЭС-Турция. Более того, поскольку соглашение о свободной торговле регулирует именно таможенные процедуры, его часто называют «таможенным соглашением» для понимания более широких слоев общества.
Следовательно, технически — Шаварш Кочарян прав, говоря, что заключение таможенного соглашения не предусмотрено договором ЕАЭС, однако в повестке дня не таможенное соглашение, а соглашение о свободной торговле.