Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян в интервью немецкому агенству Deutsche Welle обратился к решению Еревана присоединиться к Таможенному союзу (который впоследствии был трансформирован в Евразийский экономический союз) в 2013 году, которое стало причиной провала соглашения об ассоциации с ЕС. Налбандян, внося ясность в комментарий Deutsche Welle относительно того, что провал подписания предыдущего соглашения с ЕС совпал с визитом президента Армении в Россию, отметил, что это не совсем так.
«Мы вели переговоры и практически находились на завершающем этапе по ассоциированному сотрудничеству с Европейским союзом. Одновременно мы всегда заявляли, что Армения хотела быть в Таможенном союзе», — сказал Налбандян. По словам министра, членство Армении в Таможенном союзе и ЕАЭС не было возможным из-за отсутствия общих границ, однако благодаря экспертам этот вопрос решился.
Однако, заявление Налбандяна является очевидным искажением действительности и имеющихся фактов.
Еще 18 марта 2013 года президент Армении Серж Саргсян по этому случаю отметил, что «Соглашение о зоне глубокой и всеобъемлющей свободной торговли уже почти в стадии завершения и дай нам Бог силы, чтобы в этом году мы его завершили и подписали». Затем Саргсян добавил, — «в Армению прибудет руководитель коллегии Евразийской экономической комиссии, и правительство Армении, по всей вероятности, подпишет с коллегией Евразийской экономической комиссии меморандум о сотрудничестве».
Фактически, Серж Саргсян в марте 2013 года четко указывает, что Армения на тот момент имела только одно желание – ассоциация с ЕС, а по части ЕАЭС говорится лишь о меморандуме вокруг сотрудничества.
В конце августа 2013 года заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян дал интервью Armnews, в ходе которого привел многочисленные аргументы о нежелательности членства Армении в Таможенном союзе. Кочарян также четко указал, что Армения понимает, что в случае вступления в Таможенный союз не сможет присоединиться к зоне свободной торговли, а для Армении наиболее привлекательным в вопросе привлечения инвестиций является ассоциация с Европейским союзом. Замминистр даже объявил, что «если ты вступаешь в Таможенный союз — ты уже не суверенный».
Вышеуказанные заявления Сержа Саргсяна и Шаварша Кочаряна четко показывают, что до сентября 2013 года у Еревана отнюдь не было желания присоединиться к Таможенному союзу, следовательно заявление Эдварда Налбандяна, мягко говоря, не соответствует действительности.