Рассмотрение в Грузии законопроекта об агентах иностранного влияния стало поводом для активного обсуждения в армянских медиа двух других подобных законов, действующих в США и России.
Часть армянской прессы представляла грузинский законопроект как закон, написанный под воздействием американского закона, другая часть – как документ, созданный под влиянием РФ.
«Платформа проверки фактов» изучила соответствующие законы, действующие в обоих государствах, и законопроект, принятие которого в Грузии было сорвано, и обобщила их сходства и различия.
Закон «О регистрации иностранных агентов» в США
Акт о регистрации иностранных агентов (FARA) был принят в США еще в 1938 году. Его целью было противодействие нацистской пропаганде накануне Второй мировой войны. Согласно акту, агентами признаются частные лица и организации, занимающиеся политическим лоббингом или защитой интересов правительств, организаций или частных лиц других стран. Эти лица и организации обязаны регистрироваться в Департаменте (министерстве) юстиции и раскрывать свои договоры с иностранным субъектом, докладывать о размере и источниках финансирования. Закон считает агентами тех, кто действует по просьбе, под контролем, под руководством или по приказу иностранного субъекта.
FARA не запрещает лоббистскую деятельность в интересах другой страны и не ограничивает ее. Однако уклонение от регистрации в реестре Министерства юстиции США считается нарушением Федерального закона, и если окажется, что это было сделано умышленно, нарушителю – организации или частному лицу – угрожает уголовное преследование.
Согласно докладу Европейского центра некоммерческого права*, американский закон не предусматривает регистрацию в качестве агента только потому, что данное лицо или организация получают денежные средства из иностранного источника. «В США множество общественных организаций и СМИ получают иностранные гранты и другую помощь, однако США не требовала их регистрации в качестве иностранных агентов в рамках FARA. Только около 5% зарегистрированных в FARA являются некоммерческими организациями, в основном это филиалы внешних политических партий», — говорится в докладе.
Закон долгие годы был пассивен и редко становился темой для обсуждений.
В 2016 году он снова стал актуальным, когда были получены сведения о возможном вмешательстве России в президентские выборы в США. Так, в 2018 году на основании нарушения FARA было предъявлено обвинение 13 гражданам и 3 организациям РФ – за вмешательство во внутреннюю политику США, в том числе в президентские выборы 2016 года. Согласно обвинительному заключению, они скрыли свою национальную принадлежность, создали профили в социальных сетях, делали записи в поддержку кандидата в президенты Дональда Трампа и критиковали другого кандидата – Хилари Клинтон. Они также координировали и проводили политические акции в США.
В 2017 году в США иностранным агентом было признано российское агентство RT. Требование о регистрации в качестве иностранного агента было также предъявлено ряду китайских, японских и южно-корейский медиаорганизаций.
Акт регистрации иностранных агентов время от времени подвергался критике, и звучали мнения о необходимости реформирования акта. Многие аналитики считают, что, например, при наличии требования о регистрации китайских и российских информационных агентств в качестве иностранных агентов и, в то же время, при отсутствии такого требования к британской службе BBC или канадской CBC создается впечатление, что закон используется в качестве политического инструмента. В другой встретившейся нам статье говорится, что определения в законе установлены нечетко, что означает, что он может быть опасен для гражданского общества, учитывая тот факт, что Конгресс в последние годы пытается ужесточить применение положений закона.
Согласно статье Международного центра некоммерческого права, хотя FARA традиционно применялся исключительно в Соединенных Штатах и имеет существенные различия в сравнении с законодательствами других стран, тем не менее, его общий язык позволил иностранным правительствам провести параллели между законодательством США и своим законодательством.
Российский закон об иностранных агентах
В 2012 году Владимир Путин, вступивший в пост президента в 3-й раз, подписал закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций, осуществляющих функции иностранных агентов. Министерство юстиции страны создало реестр, в котором должны регистрироваться все организации, получающие финансирование из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью. Такие организации также должны прилагать к материалам информацию о своем статусе, а также представлять отчет о своей деятельности.
В 2017 году парламент РФ – Госдума – внес изменения в закон «О средствах массовой информации», что позволило признать зарубежные СМИ иностранными агентами.
Согласно изменению, принятому в 2019 году, любое частное лицо может быть признано иностранным агентом. Статус присваивается лицам, распространяющим материалы СМИ со статусом агента или получающим доход из-за рубежа.
В июле 2022 года Путин подписал новые изменения в закон об иностранных агентах, которые позволяют объявить иностранным агентом каждого, кто получает помощь из-за рубежа или находится «под другим иностранным влиянием». Исключение составляют лишь ассоциации работодателей, торгово-промышленные палаты и чиновники международных организаций. Согласно закону, иностранным агентам запрещается преподавать в общеобразовательных школах и вузах, заниматься творческой деятельностью за счет государственного бюджета, участвовать в закупках и проводить экологические оценки по государственным договорам. НПО и СМИ, которые при распространении своих материалов не сообщают о своем статусе, штрафуются на сумму 300 000 рублей (около 2 млн драмов), а в случае строгого нарушения закона могут быть приговорены к лишению свободы.
Министерство юстиции России почти еженедельно обновляет перечень иностранных агентов. Такой статус имеют сотни физических лиц и несколько сотен НПО и СМИ.
Статус иностранного агента в России получили такие известные СМИ, как «Медуза», «Дождь» (до ухода из России), «Редакция» Алексея Пивоварова в Youtube и т.д., а из частных лиц агентами признаны экс-чемпион мира по шахматам, политический активист Гарри Каспаров, певица Земфира, юморист Максим Галкин, журналист Юрий Дудь и другие. В дальнейшем и «Медуза», и «Дождь» были заблокированы в России. Примечательно, что статус иностранного агента в России получили даже организации, не имеющие ничего общего с политикой. Среди них общественная организация «Мы против СПИДа» и Всемирный фонд дикой природы (WWF).
Многие российские деятели и юристы считают закон об иностранных агентах инструментом давления на гражданское общество в РФ. Согласно докладу международной правозащитной организации Human Rights Warch (2022 г.), многим организациям пришлось закрыться из-за закона, поскольку они либо стремились избежать «токсичной» маркировки, либо не вынесли огромные штрафы, налагаемые за нарушение обременительных, произвольных требований закона к маркировке и отчетам. Кремль использовал закон об «иностранных агентах» в качестве правового повода также для закрытия других групп, например, правозащитной группы «Мемориал», ставшей одним из лауреатов Нобелевской премии мира 2022 года.
Сорванный грузинский законопроект о влиянии иностранных агентов
14 февраля общественное движение «Сила народа» официально заявила, что инициирует законопроект «О прозрачности иностранного влияния». 7 марта парламент Грузии одобрил законопроект в первом чтении, за чем последовали массовые акции протеста в Тбилиси. Законопроект строго осудили международные правозащитные организации, Евросоюз, ООН, США и другие.
Правящая партия «Грузинская мечта» 9 мая заявила о решении отозвать законопроект об иностранных агентах.
Хотя на голосование в парламенте был вынесен один проект закона, на рассмотрение был представлен другой подобный проект с более жесткими положениями.
Согласно первому законопроекту**, агентами иностранного влияния являются некоммерческие юридические лица и СМИ, которые более 20% своего дохода получают от иностранных сил. В законопроекте указывалось, что субъект, соответствующий критериям агента иностранного влияния, обязан обратиться в Национальное агентство общественного регистра для регистрации в качестве агента иностранного влияния и представления финансовой декларации. Кроме того, министерство юстиции Грузии вправе было в любое время провести мониторинг для выявления агента иностранного влияния или проверки соответствия какому-либо требованию закона. Законопроект предусматривал административную ответственность за неисполнение соответствующих условий (максимальный размер штрафа – 25 000 лари, или около 3 750 000 драмов).
22 февраля члены парламента зарегистрировали другую версию законопроекта, расширяющую круг «агентов иностранного влияния», включив в него физических лиц, и ужесточающую наказания за неисполнение требований – от штрафов до лишения свободы на пять лет. В законопроекте говорится, что физические или юридические лица будут считаться «агентами» «иностранной силы» в «интересах иностранных сил», если будут участвовать в политической деятельности в Грузии, выступать в качестве советников по общественным связям, рекламных агентов, сотрудников информационной службы или политических советников либо будут финансировать различные организации в Грузии, предоставлять деньги или другое имущество, в отношениях с государственными органами будут представлять интересы иностранной державы в Грузии.
Согласно международной правозащитной организации Human Rights Watch, многие из этих неопределенных понятий, включая «политическую деятельность», не установлены в законе четко и могут еще более ограничить право на свободу организаций и частных лиц. Хотя именно власти утверждают, что грузинские проекты аналогичны американскому закону, на самом деле в американском законе подчеркивается условие занятия политическим лоббингом, и организации не считаются агентами, если они просто финансируются из-за рубежа.
Таким образом, с первого взгляда, законы об иностранном влиянии схожи, однако на самом деле они отличаются не только отдельными положениями, но и политическими мотивациями их принятия. Американский закон изначально был принят для противодействия пропаганде нацистской Германии, однако в 2016 году был активно направлен на снижение российского влияния. Критики утверждают, что в законе есть неопределенные и нечеткие формулировки, что дает почву для разночтений, а в отдельных случаях закон действует избирательно, в зависимости от страны.
В России закон был принят сразу после начала третьего президентского срока Владимира Путина, и по оценке многих аналитиков и международных организаций, он был направлен против гражданского общества. В результате принятия закона были закрыты СМИ и НПО.
Тексты сорванных в Грузии законов позволяют заключить, что они действовали бы скорее в качестве инструмента давления на НПО и СМИ.
Лусине Восканян
- * Доклад подготовлен при поддержке Агентства международного развития США.
- ** Источником информации о первом законопроекте является грузинский сайт проверки фактов «Факт метр».