Некоторые высокопоставленные должностные лица Генеральной прокуратуры, хоть и занимают государственные должности на протяжении многих лет, но владеют внушительным имуществом. Изучение их деклараций об имуществе и доходах выявляет довольно интересные факты о перемещении имущества между ними и членами их семей.
Айк Асланян
Недвижимость на имя членов семьи заместителя генерального прокурора Айка Асланяна с каждым годом увеличивается. Об этом свидетельствуют декларации, поданные в Комиссию по предупреждению коррупции.
Айк Асланян был назначен на эту должность в 2016 году. До этого, с 1994 года, Асланян занимал различные должности в Прокуратуре, был прокурором административных районов Арабкир и Канакер-Зейтун города Ереван, военным прокурором Ереванского гарнизона, старшим прокурором Генеральной прокуратуры.
В 2012 году, вступив в должность военного прокурора Ереванского гарнизона, Асланян задекларировал две квартиры, один автомобиль марки Toyota RAV 4, 200 тысяч драмов, 59 тыс. долларов наличными и зарплату в размере 3 млн драмов.
В 2016 году, когда Асланян был назначен заместителем генерального прокурора, в декларации, поданной в Комиссию по этике высокопоставленных должностных лиц, он указал одну квартиру, один частный дом, одну машину марки VOLKSWAGEN, 3 млн драмов, 17 тыс. долларов наличными, зарплату в размере 12.4 млн драмов и акции стоимостью 29, 600 драмов.
В годовой декларации доходов за 2020 год недвижимость и денежные средства, принадлежащие Асланяну, не претерпели существенных изменений. Опять один дом, одна квартира, 3.7 млн. драмов, 4500 долларов наличными, а также зарплата в размере 13 млн. драмов и 0․00019% акций «Армэкономбанка».
Супруга Асланяна Марина Татоян в 2012 году задекларировала 4 млн драмов, 65 тыс. долларов, 45 тыс. евро наличными и зарплату в размере 2.1 млн драмов.
Принадлежащие Татояну денежные средства весьма примечательны, поскольку последний был научным сотрудником кафедры гистологии Ереванского государственного медицинского университета и, как мы уже отметили, его годовая зарплата составляла всего 2.1 млн драмов.
В 2013 году Марина Татоян совершила четыре сделки, связанные с недвижимостью, одна из которых — отчуждение недвижимости на 10 млн драмов, другая – унаследованное имущество в виде продуктов на сумму 5 млн драмов. Информация о двух других сделках защищена, и ее невозможно увидеть. В качестве денежных средств Татоян задекларировала наличными 11 млн драмов, 57 тыс. долларов, 43 тыс. евро, а также зарплату в размере 2.6 миллионов драмов.
Из декларации 2016 года мы узнаем, что Марина Татоян продала две единицы недвижимости, одна из которых была отчуждена за 25 млн драмов, а другая, по всей вероятности, была отчуждена в виде дарственной, поскольку в декларации сумма не указана. Взамен Татоян получила в дар здание общественного назначения стоимостью 1.5 млн драмов. В том же году Татоян передала заем (вклад) на сумму 10 тыс. долларов, а также задекларировала наличными 7.5 миллионов драмов и 51 тыс. долларов, и получила зарплату в размере около 5.6 миллионов драмов.
В 2020 году Татоян задекларировала 3 единицы недвижимости, на которые она имеет право общей долевой собственности, однако дата их приобретения неизвестна. Татоян представила также вклад в размере 10. 000 долларов США, 11.7 млн драмов и 7 000 долларов наличными, а также полученную от Ереванского государственного медицинского университета зарплату в размере 2.6 млн драмов.
Сын Айка Асланяна Дживан Асланян в своей первой декларации, поданной в 2017 году, указал информацию только о двух займах.
Уже в 2019 году 19-летний Дживан Асланян задекларировал 4 единицы недвижимости: один жилой дом, принадлежащий ему по праву общей долевой собственности, одну квартиру, полученную в наследство, а также один подаренный гараж и одну квартиру. В том же году Асланян взял в банке на свое имя два заема на общую сумму 20 000 долларов. В результате на конец года у Дживана Асланяна было 7000 долларов и 4.5 млн. драмов наличными.
В 2020 году между Дживаном Асланяном и его сестрой Анаит Асланян были заключены две дарительные сделки. 25-летняя Анаит Асланян подарила брату дом стоимостью 90 млн драмов, взамен получив в дар квартиру от брата, стоимость которой не указана. Дживан Асланян задекларировал также 4․3 млн драмов и 7500 долларов наличными.
Учитывая тот факт, что Дживан Асланян ничего не указал о своих доходах, получается, что последний нигде не работает. Только в январе этого года Асланян стал владельцем 50% акций ООО «Байзон.ам». Об этом мы узнаем из электронного реестра организаций. Компания занимается онлайн-продажей товаров в Интернете. Другим 50-процентным акционером компании является автор книги «100 бизнес-секретов» Ваагн Дилбарян.
Довольно странным является также число недвижимости, зарегистрированной на имя Дживана Асланяна. По достижении совершеннолетия, он стал владельцем сразу 4 объектов недвижимости, две из которых получил в дар. Информация о дарителях снова недоступна.
Как мы уже отметили, в 2020 году между Дживаном и Анаит Асланянями были заключены две дарительные сделки, в результате которых Анаит Асланян подарила брату частный дом стоимостью 90 млн драмов.
Откуда у Анаит Асланян частный дом стоимостью 90 млн драмов, вновь неизвестно, поскольку начиная с 2017 года она не подавала декларации, и это несмотря на то, что, согласно пункту 8 статьи 34 Закона РА «О публичной службе», проживающие совместно с должностным лицом-декларантом совершеннолетние члены его семьи заполняют в декларации должностного лица-декларанта данные о своем имуществе и доходах.
Старшая дочь Айка Асланяна Анаит Асланян до сегодняшнего дня подала только одну декларацию в 2016 году. Тогда она купила автомобиль марки BMW X5 стоимостью 27 тыс. долларов, а также получила в дар 25 миллионов драмов в виде продуктов.
И снова неизвестно, откуда у дочери генпрокурора 27 тыс. долларов и кто даритель 25 миллионов драмов?
Из деклараций за 2017—2018 годы, представленных другой дочерью Асланянов Римой Асланян, мы видим, что у последней нет ни недвижимости, ни транспортных средств, ни денежных средств.
Артур Давтян
Об имуществе генерального прокурора Артура Давтяна также периодически делаются публикации.
Например, на днях член Совета партии «Родина», представитель блока «Честь имею» Арсен Бабаян опубликовал на своей странице в Facebook опубликовал снимок частного дома Артура Давтяна и выразил мнение, что частный дом «по самым скромным подсчетам, оценивается от 800 000 до 1 млн долларов США».
Между тем как еще в 2017 году, отвечая на публикации СМИ о частном доме Давтяна, Генпрокуратура сообщила, что дом был построен за счет продажи недвижимости, продажи сельхозпродукции и кредитов, а согласно декларации, представленной генеральным прокурором, дом был приобретен за 43 млн драмов (около 90 тыс. долларов).
Что касается имущества, задекларированного генеральным прокурором Артуром Давтяном, то в 2020 году последний указал 2 жилых дома, 3 земельных участка, 12.7 млн драмов наличными, зарплату в размере 19.4 млн драмов и другие доходы.
В 2013 году в качестве прокурора города Ереван Артур Давтян подал первую декларацию о доходах и имуществе, согласно которой последний имел один частный дом, одну квартиру, три земельных участка, 8 млн драмов наличными. В качестве дохода Давтян указал зарплату в размере 8.1 млн драмов и доход от продажи имущества в размере 6.9 млн драмов.
В 2017 году Давтян продал принадлежащую ему квартиру за 19 млн драмов, машину за 8 млн драмов, а также взял кредит в размере 12.5 млн драмов и построил жилой дом стоимостью 43 млн драмов. Именно об этом частном доме сделал запись Арсен Бабаян.
Супруга Давтяна Ани Давтян в годовой декларации за 2020 год представила 5 земельных участков, на которые она имеет право общей долевой собственности. Неясно, когда эти земельные участки были приобретены, поскольку дата их приобретения защищена, однако декларироваться они начали с 2019 года. Супруга Давтяна указала также 3 млн драмов наличными, а также полученную от ЕГУ зарплату в размере 531 тыс. драмов.
Отец Артура Давтяна Саргис Давтвян в прошлом году в качестве совместной собственности задекларировал 3 земельных участка в Ширакской области и один жилой дом, а также на один жилой дом имеет право общей долевой собственности. Саргис Давтян задекларировал также 3 легковых автомобиля (Hyundai, ГАЗ и Lexus) и один грузовик (ZIL).
А в 2020 году он задекларировал 6․3 млн драмов наличными, а также 8.3 млн драмов в виде зарплаты, пенсий и доходов с рынка.
Мать Артура Давтяна Смелла Давтян вместе с мужем считается совладельцем трех земельных участков и одного жилого дома. Последняя задекларировала пенсию в размере 390 тыс. драмов, а также вклад в размере 9 тыс. долларов, который не был указал в предыдущих декларациях.
Армен Арутюнян
Довольно примечательным является также имущество уже бывшего советника генерального прокурора Армена Арутюняна. Отметим, что последний был освобожден от должности заместителя генерального прокурора 10 июля 2020 года, а через несколько дней был назначен советником прокурора. От занимаемой должности Арутюнян был освобожден недавно – 23 марта текущего года.
Арутюнян работает в государственной системе с 90-х годов․ Он занимал должности в Министерстве юстиции, Прокуратуре и Следственной службе.
В 2015 году, когда Арутюнян занимал должность заместителя Генерального прокурора, согласно поданной им декларации, у него было 9 единиц недвижимости: 1 жилой дом, 2 квартиры, 4 земельных участка, 1 дом общественного значения и 1 другая недвижимость. В том же году Арутюнян задекларировал также 56.7 млн драмов наличными, а также зарплату в размере 6 млн драмов и доход от аренды имущества в размере 5.4 млн драмов.
Согласно декларации супруги Давтяна Арусяк Ярмалоян, в 2015 году последняя получила только зарплату в размере 630 тысяч драмов. Дочь Арутюняна Лусине Арутюнян в текущем году получила зарплату в размере 2.4 млн драмов, а остальные дети декларации не подали.
В 2019 году число объектов недвижимости, принадлежащих Армену Арутюняну, увеличилось на одну единицу, однако когда и по какой цене была приобретена эта недвижимость, неизвестно, хотя Арутюнян обязан был отразить информацию о приобретении в своих предыдущих декларациях.
В 2019 году Арутюнян задекларировал 10 единиц недвижимости: 2 квартиры, 1 гараж, 2 нежилых помещения многоквартирного дома в центре Еревана, 1 частный дом в Котайкской области, 3 земельных участка, а также одно здание общественного назначения в Тавушской области.
В 2019 году Арутюнян задекларировал также остаток на банковском счете в размере 530 000 драмов, 47.7 млн драмов наличными, зарплату в размере 12.5 миллионов драмов и доход от аренды имущества в размере 6.1 млн драмов.
В 2020 году, согласно декларации, Армен Арутюнян продал здание общественного назначения в Тавушской области за 5 млн драмов. Вместо этого он открыл в банке депозитный счет на 20 000 долларов.
В прошлом году наличные сюденежные средства Арутюняна уменьшились примерно на 13 млн драмо – с 47.7 млн драмов до 34.4 млн драмов. Арутюнян также задекларировал 10 990 долларов и 3060 евро наличными. Доход Арутюняна от зарплаты, пенсий и аренды составил около 21 млн драмов.
Супруга Арутюняна Ярмалоян Арусяк задекларировала в 2019 году зарплату в размере 940 тыс. драмов. Ярмалоян, как и ее муж, в 2020 году открыла депозитный счет на 10 млн драмов и 200 долларов. Отметим, что до этого Арусяк ничего, кроме зарплаты, не декларировала.
В 2019 году декларацию подала также дочь Арутюняна, 28-летняя Лусине Арутюнян. Последняя указала приобретенный в прошлом году автомобиль марки Toyota, зарплату в размере 3.8 млн драмов, полученную от Министерства обороны, а также другие доходы в размере 530 тыс. драмов, полученные от Министерства финансов.
В прошлом году дочь Арутюняна задекларировала ранее приобретенную машину, ссуду в 27.1 млн драмов, которую она передала Ассоциации выпускников ЕГУ, а также зарплату в размере 3.9 млн драмов, полученную от Министерства обороны, и доход в размере 1.3 млн драмов, который она получила от Министерства финансов.
Таким образом, констатируем, что число объектов имущества и размер денежных средств, указанные в декларациях ряда высокопоставленных должностных лиц прокуратуры и членов их семей, являются довольно странными, если учесть тот факт, что последние всю свою жизнь работали в государственной системе или не имеют других декларированных источников дохода.
Севада Казарян