Национальное собрание Армении 23 марта во втором и окончательном чтении приняло проект о внесении изменений в закон «О местном самоуправлении в городе Ереван». Его представил парламенту министр юстиции Давид Арутюнян, а через несколько часов законопроект был принят. Отныне журналисты не смогут присутствовать на заседаниях Совета старейшин. Между тем как в обоснование проекта приводились спорные факты.
Таким образом, согласно законопроекту, в мэрии журналисты проводят свою профессиональную деятельность в специально отведенном месте, оборудованном технической возможностью следить и записывать в режиме онлайн заседания Совета старейшин, а в самом зале они смогут присутствовать только с разрешения мэра Еревана или ведущего заседание.
Между тем, Давид Арутюнян и депутат НС Геворк Костанян ничего опасного в законопроекте не увидели, напротив, они провели параллели с Национальным собранием и настояли, что каких-либо ограничений нет.
«…Журналисты здесь имеют возможность записывать процесс заседания, это дает им гораздо более широкую возможность выполнять свои обязанности, мы им не мешаем, они — нам. Я вовсе не имею в виду, что их работа мешает работе законодателей, в соседнем зале ведется прямая трансляция, им предоставлена гораздо более широкая возможность выполнять свою работу должным образом», — заявил Давид Арутюнян в НС, отметив, что то, что предлагается пакетом полностью является моделью НС, нет ни на миллиметр отступления от НС.
Геворк Костанян же приравнивал институт Совета старейшин к парламенту. «Совет старейшин Еревана также является законодательным органом Еревана, парламента Еревана, ту же модель мы предлагаем в парламенте Еревана», — сказал он.
Сравнение залов заседаний Совета старейшин Еревана и НС
Залы заседаний Совета старейшин и НС с их построением и техническим оснащением не совсем одинаковые. Наверху зала заседаний НС расположены две служебные комнаты для журналистов — это кабинки, где журналисты могут наблюдать за присутствующими депутатами, их регистрацией и процессом голосования. В случае срыва трансляции заседания НС, оборудование, размещенное в кабинках, позволяет слышать выступления, все происходящее в зале заседаний находится перед глазами журналистов.
Кроме того, в штате НС имеется целое подразделение, которое после заседаний размещает протокол голосования депутатов, где указаны имена проголосовавших и отсутствующих депутатов. Помимо этого, весь процесс заседания набирается и публикуется на веб-сайте НС. Если в момент голосования внимательно присмотреться к установленным в зале заседаний НС экранам, то можно сразу зафиксировать, кто и как из депутатов проголосовал за проект.
Не находясь в зале заседания Совета старейшин, журналисты никогда не могут точно зафиксировать присутствие и голосование членов совета. Напомним, что со времени первого заседания Совета старейшин Еревана 2017 года созыва неисправна электронная система голосования.
В результате журналисты будут полностью лишены возможности контролировать соблюдение некоторых требований закона. Так, например, пункт 4 статьи 19 закона «О местном самоуправлении в городе Ереван» закрепляет: «Член Совета старейшин обязан не участвовать в голосовании Совета по решению, связанному с его частными интересами, частными интересами членов его семьи и его близких родственников». Очевидно, что невозможно лишь путем обеспечения прямой трансляции контролировать выполнение этих обязанностей членом Совета старейшин.
Разница между ОМС и НС
Помимо этого полномочия и правомочия НС и органа местного самоуправления, в данном случае Совета старейшин Еревана, совершенно разные. Статья 179 Конституции Республики Армения четко закрепляет: «Местное самоуправление — это право и способность органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией и законами решать под собственную ответственность общественные вопросы общинного значения, исходя из интересов населения общины». То есть, на заседании Совета решаются вопросы, интересующие жителей общины.
Статья 88 главы 4 Конституции же закрепляет, что Национальное Собрание — представительский орган народа. Национальное Собрание осуществляет законодательную власть. Национальное Собрание осуществляет контроль в отношении исполнительной власти и т.д. То есть парламент пишет закон, утверждает государственный бюджет, контролирует правительство и не относится к прямым интересам жителей общины.
Даже тот же Давид Арутюнян в далеком 2008 году подчеркнул разницу между ОМС и НС. Во время слушаний, проведенных в НС 10 декабря 2008 года, при обсуждении вопроса о внесении изменений в закон «О местном самоуправлении в городе Ереван», тогдашний председатель постоянной комиссии по государственно-правовым вопросам Давид Арутюнян описал разницу между НС и Советом старейшин следующим образом: «неуместно проводить параллели между работой Национального собрания и мэрии, потому что местное самоуправление не является государством, и на него не распространяется модель государства»