На днях был опубликован текст проекта соглашения, которое должно быть подписано между Арменией и ЕС, что вызвало жаркие споры (также критику).
Из 386 пунктов соглашения в центре внимания оказался один, тот, который относится к Мецаморской атомной электростанции. Громкими заявлениями привлекли внимание в основном два российских новостных издания — Sputnik и Regnum.
«Соглашение с ЕС — угроза безопасности Армении. Ереван будет лишен атомной электростанции?» или «Шум вокруг атомной электростанции. Армения не перенесет новых темных и холодных лет». С такими заголовками выступила армянская служба агентства Sputnik. А агентство Regnum объявило, что заставляя закрыть Мецаморскую АЭС, ЕС делает Армению заложником в руках Турции и Азербайджана.
Реальность
О необходимости закрытия Армянской атомной электростанции говорилось еще 2 октября 2008 года. В то время новоизбранный президент Серж Саргсян с трибуны Национального Собрания объявил о начале строительства новой атомной электростанции.
В 2011 году после аварии на японской атомной электростанции «Фукусима-1» правительство объявило, что АЭС «Мецамор» будет эксплуатироваться до 2016 года.
Со времени обещания Сержа Саркисяна прошло уже 9,5 лет, но в Армении все еще нет новой атомной электростанции, а эксплуатацию 2-го энергоблока действующего с 1980 года, находящегося под российским управлением, Мецаморской атомной электростанции было решено продлить до 2026 года.
Очевидно, что ни один механизм не может работать вечно, Мецаморская атомная электростанция рано или поздно будет закрыта и с какого-то момента ее эксплуатация будет обусловлена рисками (что неприемлемо).
О чем молчит пресса?
В пункте соглашения, касающегося закрытия атомной электростанции, одновременно упоминается, что необходимо утвердить дорожную карту или план действий, который предусматривает наделить Мецаморскую атомную электростанцию новыми возможностями для обеспечения энергетической безопасности и устойчивого развития РА. Другими словами, о «темных и холодных» годах, как представляет Sputnik, не может быть и речи.
В то же время соглашением каким-либо образом не исключено, что Армения может построить новую атомную электростанцию. Напротив, соглашением европейская сторона обязуется поддерживать ядерную безопасность в Армении. То есть, в случае строительства новой атомной электростанции по вопросам, связанным с ее безопасностью, Армения сможет воспользоваться поддержкой ЕС.
Более того, в соглашении Армения-ЕС не упоминаются какие-либо сроки. Всего лишь отмечается, что стороны будут сотрудничать для наиболее безопасного осуществления этого процесса. Иными словами, европейская сторона, не обсуждая сроки закрытия, всего лишь отмечает, что поможет Армении наиболее безопасно провести дорогостоящий и сложный процесс закрытия атомной электростанции.
Другая информация
Мецаморская атомная электростанция имеет два энергоблока, которые были построены на основе спроектированных в 1960-70 годах сейсмостойких реакторов типа ВВЭР-440/270 . Первый энергоблок был введен в эксплуатацию 22 декабря 1976 года, а второй — 5 января 1980 года. В настоящее время первый энергоблок де-факто не эксплуатируется, второй энергоблок обеспечивает 40% потребляемой в республике электроэнергии.
Энергоблоки поколения ВВЭР-440 также были установлены на атомных электростанциях Нововоронежа (РФ), Кольска (РФ), Козлодуя (Болгария), Грайфсвальда (Германия) и Богуницы (Словакия). Германия вывела их из эксплуатации в 1990 году, Болгария — в 2006 году, а Словакия — в 2008 году. В этих трех странах атомные электростанции продолжали действовать, но более новые и более безопасные.
В России один из двух энергоблоков ВВЭР-440/230 Нововоронежской атомной электростанции был приостановлен в 2016 году, другой будет приостановлен в 2017 году, а два энергоблока этой модели Кольской атомной электростанции будут выведены из эксплуатации в 2018 и 2019 годах.
То есть в 2019 году Армянская АЭС, вероятно, станет единственной атомной электростанцией, где все еще будет функционировать энергоблок этого поколения. Подробно об этом здесь.
Отметим также, что на Мецаморской атомной электростанции нет защитного купола, что не только делает ее наиболее уязвимой для террористических атак, но и сделает наиболее тяжелыми последствия возможного взрыва реактора.