Говоря о высоком росте цен в Армении в последние месяцы, премьер-министр Карен Карапетян сделал примечательное заявление.
В ответ на вопрос о подорожании сливочного масла, поднятый депутатом парламента от фракции «Елк» Араратом Мирзояном, премьер-министр сказал, что это связано с зарегистрированными на международных рынках подорожаниями, и что правительство не имеет права влиять на ценообразование товаров.
Далее, отвечая на вопрос Мирзояна об увеличении акцизного налога, премьер-министрс казал: «Акцизный налог, который мы увеличили, у нас есть импорт альтернативного сливочного масла, который без акциза, у нас есть много каналов, по которым мы можем ввозить. Акцизный налог на сливочное масло из Зеландии вырос, из Беларуси и Россия – не вырос».
Отметим, что, изучая колебания цен на сливочное масло на международных рынках, можно констатировать, что рост действительно зафиксирован. Однако заявление премьер-министра относительно увеличения акцизного налога на сливочное масло не соответствует действительности по той простой причине, что в Армении нет акцизного налога на сливочное масло.
В соответствии с Налоговым кодексом акциз распространяется на 13 видов товаров: этиловый спирт (за исключением коньячного спирта), алкоголь, пиво, вино, табачные изделия (включая заменители табака, сигары, сигариллы), смазочные материалы, бензин, дизельное топливо , сырая нефть, нефтепродукты, нефтяные газы, другие углеводы (за исключением природного газа, не являющегося сжатым), сжатый природный газ.
Акцизный налог — это инструмент, с помощью которого правительство управляет потреблением тех или иных товаров по принципу «повышение стоимости – снижение потребления». И акцизный налог применяется к товару независимо от того, импортируется ли он из ЕАЭС, третьих стран или производится в Армении.
В этом смысле, даже если государство решило применить этот инструмент — сократить потребление сливочного масла в Армении и ввести налог акцизом, то он распространился бы на все сливочные масла, в том числе белорусское и российское.