В интервью российскому телеканалу РБК 2 сентября второй президент Армении Роберт Кочарян заявил, что при прежних властях не было политзаключенных, а журналистов никогда не избивали.
В частности, на вопрос журналиста, напоминает ли то, что сейчас происходит в Беларуси, то что происходило в Армении в 2018 году, Кочарян отметил, что отличия незначительные. Он подчеркивает, что օтношение западных стран к Беларуси было совершенно другим, чем отношение западных стран к Армении
«Власть в Армении объективно была гораздо более толерантна к инакомыслию, Республиканская партия Армении (РПА) и президент (Серж Саргсян, — прим.ред.) достаточно активно сотрудничали с западными странами, у нас не было политзаключенных, избиений журналистов, таинственных исчезновений», — заявил второй президент.
Однако утверждения Кочаряна о том, что журналистов не избивали или при РПА не было политзаключенных, сомнительны и не соответствуют действительности.
Тем не менее журналистов избивали
Конец власти Роберта Кочаряна и первые месяцы президенства Сержа Саргсяна ознаменовались жесткими ограничениями в отношении журналистов.
Согласно отчету Комитета по защите свободы слова (КЗСС) за 2008 год, в течение этого года было зарегистрировано 18 случаев насилия в отношении журналистов.
Международные организации также отреагировали на насилие в отношении журналистов в преддверии президентских выборов 2008 года. В частности, организация «Репортеры без границ» призвала наказать виновных в нападениях на журналистов, освещающих президентские выборы в Армении.
Для армянских журналистов был напряженным также 2015 год – сначала из-за протестов «Электрик Ереван» в столице, а затем из-за принятых 6 декабря поправок в конституцию.
В целом в 2015 году КЗСС зарегистрировал 8 случаев физического насилия в отношении представителей СМИ, в результате которых пострадали 23 журналистов и операторов.
13 из них стали мишенью для нападения полицейских 23 июня во время полицейской операции на проспекте Баграмяна в Ереване.
В 2016 году насилие в отношении журналистов стало более выраженным. Это также отражено в годовом отчете КЗСС: «Протесты, последовавшие после захвата членами вооруженной группы «Сасна црер» здания ППС, сопровождались широкомасштабным насилием со стороны сотрудников полиции в отношении журналистов и операторов и препятствованием законной профессиональной деятельности».
По данным КЗСС, только в те дни от действий полиции пострадали 27 журналистов И операторов, 19 из которых подверглись физическому насилию и получили телесные повреждения, а 8 столкнулись с различными видами давления и преследованиями.
В течение всего года КЗСС зафиксировал в общей сложности 10 случаев физического насилия, в результате которых пострадали 26 журналистов и операторов, а также 52 случая давления на СМИ и их сотрудников.
Во время апрельских событий 2018 года журналисты также подверглись насилию. В частности, в период с 11 по 23 апреля зарегистрировано 18 случаев физического насилия в отношении представителей СМИ, в результате которых пострадали 22 человека.
Следовательно, утверждение Кочаряна о том, что при прежних властях журналистов не избивали, является ложным.
Граждан лишали свободы за политические взгляды
Утверждение Кочаряна о том, что при прежних властях не было политзаключенных, также не соответствует действительности.
Во время президентства третьего президента Сержа Саргсяна в тюрьмах появлялись лица, арестованные по делу 1 марта.
В 2008 году комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг в своем докладе сообщил, что по делу 1 Марта исключительно на основании показаний полиции были арестованы 19 человек. Он подчеркнул, что «неприемлемо продолжать держать в заключении или выносить обвинения — пусть даже условные — только по политическим убеждениям или за деятельность, не связанную с насилием».
В 2010 году правозащитная организация Human Rights Watch коснулась дела политзаключенного Никола Пашиняна. Они утверждали, что в то время главный редактор «Айкакан Жаманак», активист Армянского национального конгресса, подвергался преследованиям за свои политические взгляды. Более того, он подвергался жестокому обращению в УИУ за написание критических статей.
Отметим также, что во многих случаях, даже если по каким-то причинам международные организации воздерживались от использования термина «политический заключенный», в Армении фактически были люди, заключенные в тюрьму за свои политические взгляды. Так, 31 декабря 2016 года при попытке установить елку на площади Свободы между полицией и членом движения «Новая Армения» Геворком Сафаряном произошло столкновение, после которого Сафарян был задержан. Полицейский Гегам Хачатрян настаивал на том, что Сафарян ударил его.
Пока суд рассматривал дело, Сафарян находился под арестом более года. Позже он был приговорен к 2 годам лишения свободы.
Правозащитная организация Human Rights Watch выразила обеспокоенность тем, что власти нацелились на Геворка Сафаряна за его политические взгляды.
Фонды «Открытое общество» и Роберт Кочарян
В интервью Роберт Кочарян коснулся также деятельности организации Фонды «Открытое общество» (ФОО) в Армении, основанной Джорджем Соросом.
Он заявляет, что его беспокоит «соросизация Армении» (отмечает, что этот термин принадлежит ему). По словам Кочаряна, «если это раньше делалось на уровне маргинальных, неправительственных организаций, сегодня весь этот состав влился во власть». На замечание журналиста о том, что НКО существовали и при Кочаряне, второй президент ответил: «Я не знал, что есть здесь офисы Сороса. Просто есть какая-то организация… Насколько я понимаю, у них офисов не было, по домам как-то вот…Происходило ползучее вхождение в страну».
Это заявление также является сомнительным. Фонды «Открытое общество» зарегистрированы в Армении и действуют с 1997 года. Утверждение Кочаряна о том, что у фонда изначально не было офиса, является ложным. С самого начала своей деятельности организация имела офисы в районе Айгедзор и на улицах Пушкина и Туманяна в Ереване. Более того, во время президентства Кочаряна Фонд ежегодно выделял гранты на сотни тысяч долларов десяткам школ, университетов и различных организаций.
В ответ на запрос FIP.am в ФОО сообщили, что во время президентства Роберта Кочаряа, в 1998-2008 годах, Фонд предоставил грант на сумму более 19 141 981 долларов.
В организации также сообщили, что в годы президентства Кочаряна, в числе других программ, Фонд «Открытое общество-Армения» подписал меморандум о взаимопонимании с министерством правительства Кочаряна о реализации образовательных программ в более чем 100 школах, в том числе программ «Шаг за шагом», «Критическое мышление» и «Общинные телецентры». Фонд работал напрямую с Министерством юстиции и оказывал поддержку в создании Наблюдательного совета пенитенциарных учреждений, сотрудничал с Национальной академией наук по обеспечению доступа в Интернет научным учреждениям (проект «Виртуальный шелковый путь»), а также финансировал Национальную библиотеку, Базовую научную библиотеку и ЕГУ для создания первой общей библиографии литературы на армянском языке.
«Надеемся, что тот факт, что г-н Кочарян не помнит / не знает о существовании нашего фонда во время своего президентства, не является преднамеренным упущением, а является следствием того, что он никогда не интересовался наукой, образованием или правосудием», — в беседе с Fip.am отметил представитель Фонда «Открытые общество-Армения».
Более того, с 1998 года ФОО ежегодно квалифицируется правительством как благотворительная организация и получает налоговые льготы.
Так, в ходе интервью российскому РБК Роберт Кочарян сделал манипулятивные, ложные и очень сомнительные заявления.
Лусине Восканян