Во время митинга движения «Сопротивление» на площади Свободы 28 апреля бывший командующий войсками полиции Левон Ераносян в беседе с журналистами заявил, что никогда не разгонял мирную демонстрацию.
«Я не разгонял мирное собрание. Это не входит в деятельность войск [полиции] ․․․ Войска полиции не имеют права вмешиваться в мирные демонстрации», — сказал Ераносян.
Когда журналист напомнил Ераносяну о событиях, произошедших в Сари Таге в 2016 году, последний признал, что это он отдал приказ, объяснив это опасностью присоединения протестующих к группировке, захватившей здание полка ППС.
«Да, это я отдал приказ применить особые меры в Сари Таге. Я отдал приказ в тот день. И я не избегаю, да, я правильно сделал, в тот день было бы кровопролитие. Граждане шли из Сари Тага, чтобы присоединиться к захватившим полк ППС. Я этого не допустил», — заявил Леон Ераносян.
И хотя журналист напомнил также о событиях на проспекте Баграмяна, Ераносян счел нужным прокомментировать только события в Сари Таге.
Однако в действительности случай насилия, примененного полицией в отношении протестующих и журналистов в Сари Таге, не единственный за время службы Ераносяна. И если применение насилия и специальных мер против мирных демонстрантов в Сари Таге Ераносян оправдывает возможностью кровопролития в случае предполагаемого присоединения к вооруженной группировке «Сасна Црер», то год назад спецмеры и насилие, которые были применены против мирных демонстрантов и журналистов во время движения #ЭлектрикЕреван в 2015 году, никоим образом не могут быть оправданы соображениями предотвращения кровопролития.
Напомним, что 23 июня 2015 года на рассвете полиция с применением грубой силы разогнала протестующих против повышения цен на электроэнергию граждан на проспекте Баграмяна.
Всего в тот день были задержаны и доставлены в разные отделения полиции 237 граждан.
Примечательно, что в насилии над протестующими принимали участие лица как в полицейской форме, так и в гражданской одежде. Операция сопровождалась особо жестоким обращением с журналистами: 11 журналистов были задержаны, 9 – избиты, повреждены, разбиты или просто отобраны видеокамеры. По делу #ЭлектрикЕреван статус потерпевшего имел 21 журналист.
Масштабы насилия были настолько велики, что в тот же день начальник полиции Владимир Гаспарян извинился перед журналистами и пообещал возместить материальный ущерб, а также провести служебное расследование для наказания виновных. Примерно через 10 дней после инцидента, 2 июля, в Специальной следственной службе было возбуждено уголовное дело.
Через несколько дней полиция сообщила, что по факту неправомерных действий полиции на проспекте Баграмяна на рассвете 23 июня несколько сотрудников полиции были привлечены к ответственности.
Напомним, что в 2012-2018 годах Левон Ераносян занимал должность командующего войсками полиции и лично руководил «операцией» 23 июня.
Однако случаи применения несоразмерной силы и спецмер в отношении мирных демонстрантов по приказу Ераносяна на #ЭлектрикЕреване не закончились. Специальные меры и насилие против мирных демонстрантов были приняты также в дни апрельской революции 2018 года.
В связи с этим против Ераносяна было возбуждено уголовное дело по обвинению в совершении общественно опасных деяний. Согласно обвинению, Ераносян умышленно с применением специальных средств совершил действия, которые явно выходили за рамки его полномочий и причинили существенный ущерб правам и законным интересам граждан, а также по неосторожности повлекли тяжкие последствия.
Речь идет о применении полицией светошумовых гранат на проспекте Баграмяна 16 апреля и на пересечении улиц Эребуни и Арцаха 22 апреля, в результате чего несколько десятков граждан получили телесные повреждения.
Среди пострадавших вновь были журналисты: журналист сайта 168.am Ани Кешишян и корреспондент Общественного радио Лиана Егиазарян.
Таким образом, констатируем, что утверждение Левона Ераносяна о том, что он никогда не разгонял мирные собрания, не соответствует действительности, так как известно много случаев, когда участники мирного собрания или митинга по приказу Ераносяна подвергались насилию, получали телесные повреждения, задерживались журналисты и разбивалась их техника. Причем факты несоразмерного насилия были подтверждены как в результате внутренних полицейских расследований, так и постановлениями суда.
Севада Казарян
Акоп Карапетян