18 января Национальное Собрание во втором чтении и полностью приняло инициированный правительством законопроект «О безналичных операциях». Согласно принятому закону, с 1 января 2022 года каждая сделка, превышающая 300 тысяч драмов, должна быть совершена индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатскими организациями в безналичном порядке, а порог безналичной операции для физических лиц установлен в размере более чем 500 тысяч драмов. Законопроект в первом чтении был принят 17 ноября 2021 года.
Во время второго чтения от фракции «Гражданский договор» выступил депутат Хачатур Сукиасян. Последний в своем выступлении отметил, что безналичные сделки нужны в первую очередь для борьбы с тенью ․ «Банк – это кровеносный сосуд. Сегодня экономика Армении находится в очень хорошем состоянии ․․․ 300 тысяч — это все-таки очень большая сумма, и в будущем ее надо уменьшить», — сказал Сукиасян.
Примечательно, что касательно законопроекта об увеличении безналичных операций от имени ГД выступает Хачатур Сукиасян, владеющий значительным пакетом акций «Армэкономбанка». Сукиасян в своей декларации при подаче документов в качестве кандидата в депутаты НС указал, что владеет обыкновенными (12․02%) и привилегированными (5,75%) акциями «Армэкономбанка», в целом – 17․83%, а годовой дивиденд составил 57․3 млн драмов.
Увеличение безналичных операций после вступления в силу закона «Օ безналичных операциях» будет способствовать увеличению банковских сделок, а, следовательно, и рентабельности банков. |
Согласно статье 4 закона «О гарантиях деятельности депутата Национального Собрания Республики Армения, «руководствование депутатом своими личными интересами или личными интересами своего аффилированного лица означает выступление с законодательной инициативой, представление проекта постановления, заявления или послания Национального Собрания, представление предложений по вопросу, введенному в обращение в Национальном Собрании, а также выступление на заседании Национального Собрания или его комиссии, обращение с вопросами или участие в голосовании, которые хотя сами по себе и являются законными, однако депутату известно или он обязан знать, что они приводят или способствуют либо в разумных пределах могут приводить или способствовать также к улучшению его имущественного или правового положения либо имущественного или правового положения его аффилированного лица».
Согласно этому же закону, в случае возникновения конфликта интересов депутат обязан до выступления или голосования на заседании Национального Собрания или комиссии, членом которой он является, заявить о конфликте интересов.
При первом чтении законопроекта Сукиасян не присутствовал на голосовании, однако во время второго чтения он и выступил, и проголосовал за него.
При вступлении в должность Сукиасян отметил, что передал долю «Армэкономбанка» в доверительное управление, однако на официальном сайте банка указано, что 71,85% (14․1 млрд драмов) зарегистрированного и полностью оплаченного уставного капитала банка принадлежат Сукиасянам, которые являются его конечным контроллером. Брат Хачатура Сукиасяна – Сарибек Сукиасян, является председателем правления ОАО «Армэкономбанк».
Конфликт интересов есть или нет?
Согласно пункту 5 статьи 4 того же закона, «при толковании положений, считается, что депутат не руководствуется личными интересами или личными интересами аффилированного лица, если он выступает от имени комиссии или фракции Национального Собрания, или данное действие имеет универсальное применение и воздействует на широкие слои общества таким образом, что при разумном подходе не может толковаться как руководство депутатом личными интересами или личными интересами аффилированного лица».
По этому пункту закона, технического конфликта интересов у перечисленных депутатов нет, так как Хачатур Сукиасян выступал от фракции ГД (не исключено, что право выступать от фракции было сохранено за Сукиасяном именно из этих соображений). Помимо этого, закон может воздействовать на широкие слои общества.
Тем не менее, констатируем, что фактически 71.85% «Армэкономбанка» принадлежат семье Хачатура Сукиасяна, и применение закона улучшит их финансовое положение.
Получается, что с учетом значительной доли Хачатура Сукиасяна и аффилированных лиц в «Армэкономбанке», его активное участие в обсуждении и голосовании по законам, улучшающим финансовое состояние банков, как минимум проблематично, хотя выступление по законопроекту или участие в голосовании, согласно формулировке закона, не вызывает конфликта интересов.
Нарек Мартиросян