Судья Апелляционного гражданского суда Гагик Ханданян в прошлом году, фактически не имея соответствующих финансовых средств, приобрел 100-процентную долю компании «Муш» за 2,3 миллиона долларов. Предпринимательская деятельность, имущество и родственные связи Ханданяна вызывают немалый интерес.
Хотя Гагик Ханданян передал свою долю в доверительное управление, однако, по мнению Комиссии по предотвращению коррупции, судья нарушил требования несовместимости с деятельностью судьи, установленные законом «Об общественной службе» и Судебным кодексом, поскольку, согласно этим требованиям, судье запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.
На основании заключения Комиссии в Высшем судебном совете рассматривается дело о возбуждении дисциплинарного производства в отношении Гагика Ханданяна.
«Платформа проверки фактов» решила проверить, кто такой Гагик Ханданян, какие у него связи и имущество.
Кто такой Гагик Ханданян?
Гагик Ханданян еще с 1990-х годов занимал различные должности в правоохранительных и судебных органах. С 2009 года был судьей суда общей юрисдикции административных районов Кентрон и Норк-Мараш, в январе 2016 года был назначен судьей Апелляционного гражданского суда. Примечательно, что сын Ханданяна, также судья, приходится зятем экс-министру транспорта и связи Гагику Бегларяну.
Сомнительная сделка Ханданяна
100 процентов ООО «Муш» Гагик Ханданян приобрел 4 мая 2020 года за 2,3 миллиона долларов, однако, согласно договору, эту сумму он должен был уплатить в течение года. То есть Ханданян приобрел эту компанию на условиях бессрочной оплаты. 12 мая Ханданян передал свою долю в доверительное управление тому же ООО «Муш» в лице директора Амаяка Степаняна.
Компания «Муш» — одно из крупных предприятий Армении, занимающихся производством мясных продуктов, которое благодаря налогам на сумму 143,3 млн драмов, уплаченным в 2017 году, попало в список 1000 крупных налогоплательщиков Армении. Однако ухудшение финансового положения компании за последние годы привело к прекращению ее деятельности. Судя по обязательным платежам в фонд страхования военнослужащим, вместо прежних 160-170 в этом году у компании остались всего 1-2 сотрудника.
В чем проблема?
Комиссия по предотвращению коррупции в опубликованном ею заключении отметила, что судья Гагик Ханданян приобрел ООО «Муш» в период пребывания в должности и фактически имел непосредственное влияние на деятельность организации до ее передачи в доверительное управление. В частности, принимал решения по управлению компании как ее единственный участник, которые фактически заключались в функциях по управлению этой компанией. Кроме того, даже при передаче доли в доверительное управление комиссия констатирует, что влияние Ханданяна на деятельность компании не была нейтрализована, поскольку по договору доверительного управления, заключенному 12 мая 2020 года между ним и ООО «Муш», принадлежащая Ханданяну доля была передана в управление ООО «Муш», от имени которого выступает директор компании Амаяк Степанян, назначенный самим Ханданяном. Фактически возможное влияние на деятельность компании сохранилось, и возникает разумное подозрение в том, что Ханданян своими решениями может обеспечить выгодную позицию для этой компании.
На основании всего этого Комиссия по предотвращению коррупции заключила, что Ханданян нарушил правила, установленные законом «Об общественной службе» и Судебным кодексом.
Имущество Ханданянов
Как мы уже отметили, Ханданян принял участие в крупной сделке, хотя имеющихся у него финансовых средств было в десятки раз меньше требуемой суммы.
Члены семьи Ханданянов, начиная с 2011 года, представляли годовые декларации об имуществе и доходах, при изучении которых открываются любопытные и подозрительные обстоятельства. Гагик Ханданян и члены его семьи в первых представленных ими декларациях указывали получение довольно крупных подарков.
Однако дарители неизвестны.
Например, в 2011 году сумма дарения Гагику Ханданяну составила 3,8 млн драмов. Его жене, Рипсиме Гямджян – 2,4 млн драмов, старшему сыну, Рафику Ханданяну – 2,5 млн драмов, а дочери, Ашхен Ханданян – 1,3 млн драмов. Другой сын Ханданяна, Ваагн Ханданян, ничего не декларировал, хотя закон обязует представлять декларацию всех лиц, проживающих совместно с должностным лицом.
То есть только в 2011 году семье Ханданянов было подарено 10 млн драмов. В декларации за следующий год Гагик Ханданян указал, что проживает с женой и дочерью, следовательно, двое его сыновей декларации не представили. Дарение в том году из семьи Ханданянов получила только дочь – в размере 1 млн драмов. Кстати, после 2011 года Ашхен Ханданян больше не представляла декларации вплоть до декабря 2020 года, когда была назначена исполняющей обязанности старшего юриста в отделе регистрации актов агентства записи актов гражданского состояния Министерств юстиции, а уже в июле текущего года победила в конкурсе на замещение этой должности.
Кроме дарений, Ханданяны в 2011 году задекларировали наличные средства в целом на сумму 43,7 млн драмов и 58 000 долларов. И это в том случае, когда общая сумма их годовых заработных плат составляла 9,4 млн драмов.
Как мы отметили, неизвестно, кто дарил Ханданянам указанные суммы, или откуда у судьи и его жены такие крупные суммы, поскольку Ханданян фактически всю жизнь проработал в правоохранительной и судебной системе, а закон «Об общественной службе» не позволяет судье заниматься предпринимательской деятельностью. Что касается его жены, то она работает в Аграрном университете.
В 2013 году Гагик Ханданян снова получает подношение в крупном размере. В своей годовой декларации, кроме наличных средств в размере 19,5 млн драмов и 35 000 долларов и зарплаты в размере 8,7 млн драмов, он задекларировал дарение на сумму 1,2 млн драмов.
Жена Ханданяна в том году задекларировала 25,9 млн драмов и 24 500 долларов наличных средств и зарплату в размере 2,3 млн драмов.
Ханданян продолжал получать подарки и в 2015 году: тогда ему была подарена квартира стоимостью 40 млн драмов и гараж стоимостью 5 млн драмов.
В том году судья задекларировал также наличные средства на сумму 20 млн драмов, 35 000 долларов и зарплату в размере 8,5 млн драмов. В декларации жены были представлены наличные в размере 25,9 млн драмов, 26 000 долларов и зарплата, составившая 2,6 млн драмов.
Изменением в имуществе, задекларированном Гагиком Ханданяном и его женой в последующие годы, был постоянный рост наличных средств. Однако в 2016 году Гагик Ханданян задекларировал также ценные бумаги в двух компаниях стоимостью 5000 и 25 000 драмов, приобретенные в том году.
С 2019 года порядок декларирования имущества и доходов должностных лиц изменился. Одно из основных различий состояло в том, что если ранее должностные лица декларировали имеющееся у них имущество в декларации при вступлении в должность, а каждый год представляли только сделки за отчетный год, то по новому порядку они обязаны каждый год представлять как сделки, осуществленные в течение года, так и полную информацию об имуществе, находящемся в их распоряжении.
Уже в 2019 году Гагик Ханданян продает свою квартиру в районе Кентрон, ни разу до этого не задекларированную, за 49,5 млн драмов и покупает квартиру и гараж в районе Арабкир. В том году жена Ханданяна, Рипсиме Гямджян, также впервые декларирует две квартиры в районе Кентрон.
В прошлом 2020 году Гагик Ханданян, помимо недвижимости, задекларированной в 2019 годи, указал также две незадекларированные ранее квартиры в районе Кентрон, принадлежащие ему с 2005 года по праву совместной собственности.
В дополнение к наличным средствам в размере 71 млн драмов и 46 500 долларов, указанным в предыдущих декларациях, Ханданян в качестве дохода указал зарплату в размере 12,5 млн драмов, кредит на 21,5 млн драмов, а также прочие доходы в размере 1,1 драмов из КГД, 3,7 млн драмов и 1700 евро – из банка АКБА. Что это за прочие доходы и откуда они появились, опять-таки неизвестно.
Рипсиме Гямджян в прошлом году задекларировала 2 квартиры в районе Кентрон, являющиеся совместной собственностью, остаток на банковском счету в размере 2,8 млн драмов, наличные средства на сумму 29 млн драмов и 27 000 долларов, а также зарплату в размере 1,3 млн драмов, полученную в Аграрном университете.
Добавим, что немалый интерес представляет имущество сына Гагика Ханданяна – судьи Рафика Ханданяна – и его жены, и фактически осуществляемая ими бизнес-деятельность. Как мы уже отметили, Рафик Ханданян приходится зятем (мужем дочери) бывшему мэру Еревана, экс-министру транспорта и связи Гагику Бегларяну. Мы решили отдельно изучить также их деятельность и имущество.
Бизнес – параллельно судебной деятельности
Как мы отметили, в прошлом году Гагик Ханданян приобрел ООО «Муш», что, по мнению Комиссии по предотвращению коррупции, является нарушением закона «Об общественной службе» и Судебного кодекса. Однако, как оказалось, ООО «Муш» было не единственным приобретением Ханданяна.
Гагик Ханданян был назначен судьей Апелляционного гражданского суда 8 января 2016 года. Через несколько дней после назначения, 26 января, Ханданян совместно с офшорной компанией «Вил Вей», зарегистрированной на Вирджинских островах, учредил ООО «Базальт груп». Компания занималась добычей декоративного и строительного камня.
В настоящее время деятельность компании временно прекращена.
В октябре того же года Гагик Ханданян вместе с гражданином Ирана Кейваном Фарахбахшем Эйбалем и известным предпринимателем Сильвой Амбарцумян учредил ООО «СГ энд АК холдинг», в котором его доля составляла 25 процентов.
Фактически с 2016 года Гагик Ханданян, будучи судьей, начал заниматься предпринимательской деятельностью, хотя в декларации за 2019 год указал, что передал доли в этих компаниях в доверительное управление тому же Амаяку Степаняну. Примечательно, что из списка акционеров компаний «Базальт груп» и «СГ энд АК холдинг» Ханданян выбыл через три дня после приобретения ООО «Муш» — 7 мая 2020 года. Доли Ханданяна в обеих компаниях были переданы тем же компаниям.
Судьба ООО «Муш»
Поскольку ООО «Муш» Ханданян приобрел на условиях уплаты за него 2,3 млн долларов в течение года, «Платформа проверки фактов» поинтересовалась у прежнего совладельца компании Мхитара Саркисяна, уплатил ли Ханданян сумму, предусмотренную договором. По словам Саркисяна, сделка состоялась, поскольку Ханданян пообещал привлечь необходимые финансовые средства, заложив в банке имущество компании и собственный земельный участок, покрыть ими долг, однако сделка с банком не состоялась, после чего не состоялась и сделка по купле-продаже ООО «Муш», и компания была возвращена прежним владельцам.
Информацию о незавершенной сделке в беседе с FIP.am подтвердил и Гагик Ханданян. «Она давно возвращена, оплата не была произведена. Возвращена с февраля (2021 года, — ред.), если не ошибаюсь», — сказал Ханданян. Сообщать другие подробности и отвечать на иные вопросы о своей деятельности он отказался.
Согласно данным Государственного регистра юридических лиц, Ханданян продал компанию «Муш» в марте этого года.
Таким образом, отметим, что Гагик Ханданян, будучи судьей Апелляционного гражданского суда, купил коммерческую компанию, принял участие в учреждении нескольких других компаний. Хотя Комиссия по предотвращению коррупции возбудила дело только в связи с деятельностью Ханданяна в ООО «Муш», фактически судья применил тот же механизм и в случае с двумя другими компаниями. Отметим, что, хотя Ханданян и вернул акции ООО «Муш», это не является основанием для прекращения дисциплинарного производства в отношении него, поскольку производство возбуждено на основании факта совершения сделки, что, по мнению Комиссии по предотвращению коррупции, несовместимо с требованиями закона «Об общественной службе» и Судебного кодекса.
Далее «Платформа проверки фактов» представит связи, бизнес-деятельность и имущество сына Гагика Ханданяна – Рафика Ханданяна.
Севада Казарян