Обсуждения по урегулированию Арцахской проблемы в Армении получили новый импульс после революции. Одна из основных причин заключается в том, что заявления премьер-министра Никола Пашиняна несколько отличались от заявлений прежних властей.
Обсуждения возобновились, особенно после визита Никола Пашиняна в США и выступления на Генеральной Ассамблее ООН.
В своем выступлении, как и в ряде других случаев, Пашинян заявил, что любое решение нагорно-карабахского конфликта должно быть приемлемым для народов Армении, Арцаха и Азербайджана. «Для продвижения я ждал аналогичного заявления от Азербайджана. Однако высшее руководство Азербайджана осталось при свеой позиции, стремясь к такому решению конфлкта, который будет приемлемым только для народа Азербайджана», — сказал Пашинян.
Хотя эта точка зрения Пашиняна не нова, и он заявлял об этом еще в 2018 году, тем не менее, это заявление вновь оказалось в центре внимания СМИ и политических деятелей. Взгляды нового правительства и премьер-министра по арцахской проблеме не обошлись также без манипуляций.
«Платформа проверки фактов» изучила различные заявления Никола Пашиняна по Арцахской проблеме, а также критику и манипуляции вокруг них со стороны политических кругов.
Проблема самоопределения народа Арцаха
Комментируя в одном из интервью выступление Пашиняна в ООН, пресс-секретарь РПА Эдуард Шармазанов, в частности, отметил: «Пашинян говорит не о самоопределении, а лишь о безопасности… Говорило ли когда-нибудь новое правительство Армении, что самоопределение народа Арцаха, то есть международное признание независимости Арцаха, не имеет альтернативы?».
Никол Пашинян в своем выступлении в ООН действительно не затронул вопрос самоопределения Арцаха, однако об этой проблеме и необходимости международного признания Арцаха он говорил неоднократно.
Так, во время пресс-конференции в Степанакерте в мае 2018 года он отметил: «…Об уступках может идти речь только в том случае, когда мы от Азербайджана получим четкий посыл о том, что Баку готов признать право народа Арцаха на самоопределение».
Комментируя же свое выражение «Арцах — это Армения и точка», он отметил, что вопрос воссоединения Арцаха и Армении может обсуждаться только после международного признания Арцаха. «Когда Республика Арцах станет международно признанным государством, Республика Армения и Республика Арцах посредством волеизъявления их народов выскажут свою позицию в отношении своей дальнейшей судьбы», — подчеркнул премьер-министр.
Об этом Пашинян также говорил во время встречи с Бако Саакяном. В ходе дебатов с лидерами других политических сил накануне парламентских выборов Пашинян также заявил, что их главная цель на переговорах — признание независимости Арцаха и обеспечение безопасности народа.
В ходе сессии вопросов и ответов в Национальном Собрании Никол Пашинян также говорил о праве народа Арцаха на самоопределение, отметив, что Арцах должен реализовать свое право на самоопределение. «В рамках Минской группы ОБСЕ были зафиксированы те принципы, в рамках которых должно быть достигнуто урегулирование, и важно, что среди этих принципов зафиксирован принцип самоопределения народов».
Армения – сторона конфликта?
В недавнем интервью герой Арцаха Виталий Баласанян вновь коснулся заявления Пашиняна «Арцах — это Армения и точка», отметив: «Заявлением, что Арцах — это Армения и точка, он втянул Армению в военные действия. Армения никогда не была конфликтующей стороной войны».
Эту точку зрения повторил также Эдуард Шармазанов: «Пашинян заявил, что Армения – сторона конфликта. Это позор. Армения — не сторона конфликта, она сторонник режима прекращения огня».
Шармазанов выразил эту точку зрения также в 2018 году, заявив, что «ни в одном международном документе Армения не указывается в качестве стороны карабахского конфликта, в том числе в четырех известных резолюциях ООН».
Армения, однако, является стороной конфликта де-юре. После заявления Пашиняна первый президент Левон Тер-Петросян и заместитель министра иностранных дел Шаварш Кочарян прояснили этот вопрос.
В частности, Левон Тер-Петросян уточнил, что «Армения, Азербайджан и Карабах получили статус «сторон карабахского конфликта» в итоговом документе Будапештского саммита ОБСЕ 6 декабря 1994 года, а затем – в Пражском комментарии председателя Руководящего совета ОБСЕ 31 марта 1995 года».
А Шаварш Кочарян отметил, что Армения является стороной, вовлеченной в карабахский конфликт, а основными сторонами конфликта являются Арцах и Азербайджан.
Ани Аветисян