Бывший министр юстиции, бывший член Республиканской партии Арпине Ованнисян 9 декабря в интервью «Еркир Медиа» рассказала о деятельности нынешней и бывших делегаций Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и об антиармянских формулировках в резолюциях ПАСЕ. В частности, онa заявилa: «Азербайджанская делегация предприняла определенные действия, которые были предотвращены, и при тогдашней армянской делегации ни одна антиармянская формулировка не включалась в резолюцию ПАСЕ».
Этим заявлением Арпине Ованнисян ответила на более раннее заявление депутатa от фракции «Мой шаг», члена армянской делегаци в ПАСЕ Ованнеса Игитяна, в котором депутат утверждает, что после назначения новой делегации в ПАСЕ ни одна ложная антиармянская формулировка не принималась. По его словам, в предыдущие годы в ПАСЕ происходили коррупционные процессы, а армянская делегация направлялась в Совет Европы с ложной повесткой дня.
«Платформа проверки фактов» проверила правдивость заявлений Ованнисян, которые она сделала в ходе интервью.
Об антиармянских заявлениях ПАСЕ
Арпине Ованнисян стала членом парламентской делегации Армении в ПАСЕ в 2012, в 2017-2019 гг. была главой делегации.
В этот период в ПАСЕ был принят ряд резолюций по Армении и Нагорному Карабаху.
Например, в 2018 году, когда Ованнисян возглавляла армянскую делегацию в ПАСЕ, в одной из резолюций, представленных Азербайджаном, была удалена формулировка «Нагорный Карабах является частью Азербайджана», о чем написала Ованнисян.
Однако армянской делегации не всегда удавалось предотвратить действия азербайджанской делегации и принятие резолюций с антиармянскими формулировками.
Так, самым известным случаем, когда ПАСЕ приняла резолюцию с антиармянской формулировкой, касается ситуации, сложившейся вокруг Сарсангского водохранилища. Комитет ПАСЕ по социальным вопросам, здравоохранению и устойчивому развитию 23 ноября 2015 года принял резолюцию «Жители приграничных районов Азербайджана умышленно лишены питьевой воды», включив ее в повестку зимней сессии ПАСЕ.
В резолюции отмечалось, что неблагоприятное состояние Сарсангского водохранилища может привести к серьезной катастрофе в регионе.
В результате ПАСЕ обратилась к Армении с призывом «немедленно вывести армянские вооруженные силы из обозначенных районов», «прекратить использовать водные ресурсы в качестве инструмента политического влияния или инструмента давления — в пользу только одной из сторон конфликта».
Это заявление стало предметом серьезных обсуждений в Армении. Примечательно, что в тот же период циркулировали также обсуждения о том, что резолюции ПАСЕ не имеют большого значения.
Стоит, однако, отметить, что в то время в ПАСЕ цирлулировала еща одна резолюция с антиармянской формулировкой по карабахскому урегулированию, которая не была принята в результате голосования. Речь идет о резолюции об «Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана», включенной в январскую сессию ПАСЕ. Резолюция осуждала эскалацию насилия на армяно-азербайджанской границе и «оккупированных территориях Азербайджана» 2014 года, требовала вывода армянских войск и прекращения применения военной силы.
В другой резолюции ПАСЕ по безопасности журналистов и свободы СМИ, принятой в январе 2017 года, придавалась важность проблеме регионов, «де-факто контролируемых сепаратистскими режимами, такими как Нагорный Карабах, Азербайджан …».
Примечательно, что антиармянские формулировки встречаются также в различных других заявлениях ПАСЕ (не в резолюциях). Например, 3 апреля 2016 года председатель ПАСЕ Педро Аграмунт выступил с заявлением, в котором призвал обе стороны воздержаться от применения силы и в то же время «приветствовал заявление властей Азербайджана об одностороннем прекращении огня». Он также призвал вывести армянские войска с оккупированных азербайджанских территорий в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН.
Таким образом, можем аргументировать, что заявление Арпине Ованнисян о том, что «при тогдашней армянской делегации ни одна антиармянская формулировка не включалась в резолюцию ПАСЕ», не соответствует действительности.
Процедура государственных закупок
В интервью, коснувшись обвинения, выдвинутого против третьего президента Сержа Саргсяна, Арпине Ованнисян рассказала также о тендере на закупку дизельного топлива. Она отметила, что есть несколько вопросов, на которые должен ответить министр сельского хозяйства Серго Карапетян. По словам Ованнисян, один из вопросов: смогли бы компании-участники тендера поставить необходимое количество дизельного топлива в установленные сроки? «И второй вопрос — это качество. Многие могут предложить дешевую цену …. Будет ли предлагающий дизельное топливо по дешевой цене поставлять топливо высокого качества?», — сказала Ованнисян.
Напомним, что речь идет о тендере, объявленном в 2013 году. Целью тендера было приобретение дизельного топлива по доступным ценам для сельскохозяйственных работ. Компания «Максхур» предложила более низкую цену, однако, согласно обвинению, при посредничестве Сержа Саргсяна тендер выиграла компания «Флэш».
Заявление Арпине Ованнисян о том, что компания, предложившая низкую цену, не смогла бы обеспечить необходимое качество топлива, является некоторой манипуляцией.
Дело в том, что процедура закупок полностью регулируется законом «О закупках», который устанавливает также случаи, указанные Ованнисян. Во-первых, по закону требуемые стандарты качества заказанного товара устанавливаются заказчиком. Следовательно компании, участвующие в тендере, заранее осведомлены как о сроках, так и о качественных требованиях заключаемого договора. Заявки, не соответствующие вышеуказанным требованиям, отклоняются.
Другое утверждение Арпине Ованнисян о том, что предложивший дешевую цену не смог бы обеспечить необходимое качество, ставит под сомнение закон «О закупках». Согласно закону, оценка выбранных заявок проводится в первую очередь на основе ценового предложения. То есть из поданных и выбранных заявок выбирается предложившая самую низкую цену. И если бы предложивший самую дешевую цену не обеспечил необходимое качество, как указано выше, его заявка была бы просто отклонена. Такова логика закона «О закупках», позволяющая избежать коррупционные риски.
Таким образом, заявления Арпине Ованнисян об антиармянских формулироваках ПАСЕ и процедуре государственных закупок не соответствуют действительности.
Ани Аветисян